Несмотря на то, что ни в МКБ-10*, ни в медленно вступающей в силу МКБ-11 такой диагноз не упоминается и официально не существует, в европейской медицине врачи-репродуктологи все чаще применяют именно такое обозначение для женщин, не состоящих в отношениях, и при этом имеющих физиологическую возможность и желание забеременеть.
Причин для отказа от построения отношений может быть множество – образ жизни, не оставляющий на это времени и сил, ценностные установки, прошлый травматический опыт, расстройства личности и поведения, и в конце концов банальное нежелание эмоционально вкладываться в эту сторону жизни ввиду постановки для себя других целей и задач, что при этом не всегда исключает желание материнства.
Зарубежное законодательство некоторых стран (в частности, Германии, Австралии) позволяет одиноким женщинам прибегать к вспомогательным репродуктивным технологиям, таким как искусственная инсеминация, криоконсервация яйцеклеток и экстракорпоральное оплодотворение без постановки диагноза «бесплодие».
Российское законодательство в этом отношении занимает иную позицию – ЭКО и иные вспомогательные репродуктивные технологии доступны женщинам только в случае постановки диагноза «бесплодие», а это предполагает наблюдение у врача минимум на протяжении года и ведение при этом половой жизни без применения средств контрацепции.
Самого по себе желания женщины стать матерью при условии сознательного отказа от участия в этом процессе партнера в российских реалиях основанием для применения вспомогательных репродуктивных технологий не является.
Впрочем, насколько это требование соблюдается за дверями частных медицинских центров, остается только догадываться.
*международная классификация болезней 10-го пересмотра
Социальное бесплодие. Диагноз, которого нет
8 августа 20238 авг 2023
12
1 мин