Просматриваю запись конкурсного урока учителя истории из Макеевки Донецкой Народной Республики Юлии Бахмутской. Спустя пару минут ловлю себя на том, что настолько увлеклась, что забыла о подготовке к интервью, просто впитываю каждое слово учительницы, покоренная ее обаянием. «История, – скажет мне позднее Юлия Викторовна, – очень интересный предмет, но если в пятом классе дети называют его самым любимым, то начиная с шестого класса таких детей становится меньше, так как материал усложняется». Ну нет, не соглашаюсь я: тюменские старшеклассники с первых же мгновений урока с интересом работали над вполне непростой темой, посвященной внутренней политике Николая I.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Всегда интересно понять, как тот или иной участник конкурса «Учитель года» становится призером. Юлия Бахмутская, вошедшая в пятерку лучших, как и все ее коллеги, имеет в своем арсенале педагогические методы и приемы, которые помогают сделать урок более интересным и продуктивным. Ее ученикам нравится работать с историческими источниками, это позволяет прикоснуться к истории, почувствовать себя учеными-исследователями. Правильно подобранные задания еще и развивают критическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Итак, первый компонент – предложить ученикам самим добыть знания, став исследователями.
Любая история становится ярче, если прибегнуть к помощи визуальных источников. Юлия Викторовна демонстрирует на уроках картины, карты, отрывки из художественных и документальных фильмов. Использовала этот прием, чтобы школьники из Тюмени смогли ответить на вопрос «Какой была внутренняя политика Николая I – реформаторской или консервативной?». Но сначала нужно было разобраться в терминологии. Ребята сделали это с помощью выведенных на интерактивной доске определений, отнеся каждое из них к тому или иному понятию. Неожиданный ход учителя – включение фонограммы «Соловья» Алябьева – проиллюстрировал итоговый вывод: несмотря на в целом консервативный подход императора, при нем начался золотой век русской культуры. Вот мы и нашли вторую составляющую успешного урока: подключение к процессу обучения слуха и зрения детей, а также источников, на первый взгляд к истории не относящихся.
Формирование понятийного мышления учащегося – еще один компонент результативной подачи материала. На конкурсном мастер-классе, посвященном этой теме, Юлия Викторовна обозначила навык работы с понятиями как один из важнейших. Чтобы визуализировать свои соображения, вместе с залом построила на экране понятийную систему от фундамента до кровли. Базой «здания» стали наработанные школьниками к пятому классу знания об окружающем мире, а «кирпичиками» – методы и приемы, учитывающие возраст ученика, присущие ему психологические особенности, работающие на результат. Для пятиклассников подойдут игровые формы работы: ребята любят разгадывать загадки, ребусы. Следующий «кирпичик» – это ассоциации, которые вызывает определенный термин.
В последнее время учащимся стала труднее даваться работа с текстом. Тут помогает такой прием, как «текст с понятиями». В отрывке текста какое-то понятие заменено его полным и длинным определением, и нужно догадаться, какое слово было изначально. Прием заполнения пропусков тоже не теряет своего обучающего потенциала. Составить понятие по опорным словам или пойти от противного – дать понятие, в котором нужно выделить опорные слова, – еще один метод работы. Сравнительные таблицы – новый «кирпичик» в доме, построенном из понятийного аппарата. Более сложный прием – составление словаря понятий – Юлия Викторовна применяет в старших классах при подготовке к ЕГЭ.
Наконец, «крыша» понятийного «дома» может трактоваться достаточно широко. Это и компетентность ученика, включающая функциональную грамотность, и умение работать с понятиями. При таком подходе ребенок не просто заучивает новые для себя понятия, но выделяет их признаки.
Четвертый элемент ее профессионализма – постоянное самосовершенствование. Юлия Бахмутская ведет Школу молодого учителя, делится опытом с коллегами. Активно сотрудничает с Донецким республиканским институтом развития образования и методическим центром Макеевки. Участвует в различных конкурсах профессионального мастерства и научно-практических конференциях, отмечена множеством благодарственных писем. Золотое звено в цепочке достижений – развитие в детях лучших человеческих качеств. В рамках внеурочной деятельности классный руководитель Юлия Бахмутская со своими ребятами уже два года принимает участие в проекте «Киноуроки в школах России».
– Это уникальный проект, – рассказывает учитель истории, – который воспитывает в ребятах нравственные качества с помощью короткометражных фильмов. После просмотра и обсуждения определенного фильма, направленного на формирование того или иного качества, ребята инициируют и реализуют социальную практику. Мы помогали разгружать и выдавать привезенную в качестве гуманитарной помощи питьевую воду жителям района, оказывали посильную помощь одиноким пожилым людям, собирали посылки на фронт. Инициируя и реализуя такие практики, ребята чувствуют себя активными членами общества, в чьих руках есть все необходимое для того, чтобы что-то изменить к лучшему.
Как научиться нести ответственность? Непростой вопрос даже для взрослого человека. А Юлия Бахмутская посвятила этой теме «Воспитательное событие» в девятом классе. Отчасти к теме подводил и конкурсный урок, когда школьники обсуждали, что Николай I при всей неоднозначности своего правления не побоялся взять на себя груз непростых решений для улучшения судьбы страны. На дом было задано подумать и обсудить с родными, кто такой ответственный человек. Уже на «Воспитательном событии» дети составили свой портрет такого человека: надежного, обязательного, совестливого.
Что же привело ее в профессию? С самого раннего детства Юля много времени проводила с мамой на работе, то есть в школе. Мама трудилась вожатой, учителем и завучем, а Юле очень нравилась особая школьная атмосфера: кабинеты, учебники, тетрадки. Никаких раздумий по поводу выбора профессии не было, окончив исторический факультет Донецкого национального университета, она пришла работать учителем истории в родную школу и вот уже 17 лет волнуется перед каждым уроком. Школа №83 города Макеевки небольшая, по одному классу в параллели, поэтому, будучи единственным учителем истории, Юлия Викторовна преподает историю и обществознание с пятого по одиннадцатый класс. Некоторые ее выпускники тоже выбрали педагогическую стезю и вернулись в родную школу в качестве педагогов.
Донецкая Народная Республика, интегрируясь в российское образовательное пространство, начала прошлый учебный год в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Были сформированы новые учебные планы, новые образовательные программы. Благодаря помощи Министерства просвещения России и шефов-регионов школы республики получили новые учебники, учебно-методическую и художественную литературу, методическую помощь. Интеграция открыла для учителей новые горизонты.
– Мы получили возможность, – рассказывает Юлия Бахмутская, – принимать участие во всероссийских профессиональных конкурсах. Что немаловажно, ведь это не только соревнования, это прежде всего возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, представить результаты своей работы с учениками, родителями, общественностью. Это не только взгляд на свою деятельность со стороны, но и возможность общения с коллегами-единомышленниками с целью профессионального обмена опытом, приобретения новых знаний, раскрытия новых перспектив в профессии и появления новых идей для развития, что на современном этапе очень и очень важно для педагогов республики.
Проводившая в 2022‑м главный конкурс страны Тюмень оправдала самые смелые ожидания. Юлии Викторовне вспоминаются красивый город с прекрасными радушными людьми и прием в гимназии, организованный на высочайшем уровне. Чувствовались искренние переживания и поддержка всего педагогического коллектива и ребят, готовность помочь в любое время дня и ночи.
– Все было продумано до мелочей. Это позволяло финалистам ни на что не отвлекаться, а думать только о конкурсных испытаниях, – делится Юлия Викторовна. – А встречи с интересными людьми, экскурсии помогали отвлечься от переживаний и волнений.
Попадание в пятерку самых достойных стало для нее полной неожиданностью:
– Соперниками были действительно лучшие педагоги со всех уголков России. Поэтому, когда назвали мое имя, вначале испытала растерянность, а потом нахлынул шквал эмоций. Сейчас, спустя время, конечно, поутихло. Живу, работаю, на некоторые вещи смотрю по-другому.
В частности, теперь для нее иначе стали проходить публичные выступления. Несмотря на то что учитель ежедневно занимает свое место перед целым классом, проводить мастер-класс со сцены, перед аудиторией, заполненной коллегами, было для нее непривычно и волнующе. Конкурсные дни пополнили ее педагогический багаж новыми методиками, но попробовать их пока невозможно. Школы республики работают в режиме дистанционного обучения, да и современной техники для апробации новейших интерактивных приемов пока нет ни в школах, ни у детей.
– Конкурс – это отдельная жизнь, – говорит мне, прощаясь, Юлия Викторовна, – интересная, сумасшедшая. А чувства по его окончании были двоякие: с одной стороны, очень хотелось отдохнуть, с другой – чтобы это никогда не заканчивалось.
В истории России Юлия Бахмутская выделяет период начала XIX века с его индустриальным становлением, зарождением политических партий, появлением новых слоев общества, а также непростой, но интересный XX век. Единственное исключение – не любит рассказывать детям о войнах. Без удовольствия смотрит исторические фильмы, потому что как профессионал видит огрехи и ошибки сценаристов и режиссеров. В отечественной литературе предпочитает золотой век – первый период расцвета русской литературы, пришедшийся на начало XIX века. Переход от классицизма к романтизму, изменение языка, особенно языка поэзии, – все это внутренне ей близко. Она и сама представляет собой образец учителя: ровная, спокойная, с искренней улыбкой, обращенной к детям.
Галина СЕРГЕЕВА, Донецкая Народная Республика
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».