Найти тему
Русская Семёрка

Лжедмитрии и Болотников: тайны биографий главных бунтарей Смутного времени

Оглавление

В начале XVII века Русское государство потрясли события, получившие название Смутного времени. В течение всего семи лет на царский престол претендовали несколько самозванцев, из которых наиболее известны двое. Полыхали бунты и гражданские войны, осложнённые иностранным вторжением. Четырнадцать лет – с 1604 по 1618 год – длилась эта эпоха, так как и с воцарением новой династии Романовых она прекратилась далеко не сразу.

Лжедмитрий I

В 1591 году в Угличе при загадочных обстоятельствах погиб младший сын царя Ивана Грозного – восьмилетний царевич Дмитрий. Вокруг этого события в первые же годы было нагромождено столько легенд, что и по сей день историки не могут отделить в них правду от лжи. Официальной версией происшедшего стал несчастный случай. Однако уже тогда начали бродить тёмные слухи, что царевич был зарезан по приказу шурина царя Фёдора Ивановича – Бориса Годунова, который сам хотел стать царём.

Эти слухи и в XIX веке питали русских историков. Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» воспринимал версию об убийстве Дмитрия по приказу Бориса как доказанную истину. Его современник Александр Пушкин положил её в основу своей драмы «Борис Годунов».

Одновременно в первые годы XVII столетия возникли слухи такого рода: истинный царевич Дмитрий спасся от рук убийц и где-то скрывается, чтобы потом занять престол. Когда в 1604 году из Речи Посполитой в Россию вторгся отряд во главе с человеком, который называл себя спасшимся истинным царевичем Дмитрием, очень многие ему поверили.

До сих пор история не знает достоверно, кем был этот первый самозванец.
Тогда сразу же возникла официальная правительственная версия: самозванец есть беглый монах Чудова монастыря (в Москве) Григорий Отрепьев. Указы об этом зачитывали при Борисе Годунове. Позже, когда первого самозванца свергли, и престолом овладел Василий Шуйский, правительство снова взяло на вооружение эту легенду.

Русский историк XIX века Николай Костомаров подверг обоснованному сомнению версию о тождестве Лжедмитрия I с Григорием Отрепьевым. Он привёл свидетельства, что Григорий Отрепьев жил и действовал в начале XVII века как лицо историческое. Он был крестовым дьяком, то есть секретарём патриарха московского Иова, и его знали в лицо все бояре. Если бы Григорий Отрепьев и Лжедмитрий I были одним лицом, то самозванец был бы сразу разоблачён. Особенно близко Григория знал архимандрит Чудова монастыря Пафнутий, и если бы Отрепьев был Лжедмитрием, то после воцарения тот обязан был бы избавиться от Пафнутия. Между тем архимандрит был назначен самозванцем в «сенат» и виделся с этим «царём» чуть ли не каждый день.

Говоря, откуда Лжедмитрий мог появиться, Костомаров указывал на его черты, выдававшие в нём не великорусское происхождение. «Если бы названый Димитрий был беглый монах Отрепьев, убежавший из Москвы в 1602 году, то никак не мог бы в течение каких-нибудь двух лет усвоить приёмы тогдашнего польского шляхтича… В день своего прибытия в Москву, прикладываясь к образам, он возбудил внимание своим неумением сделать это с такими приёмами, какие были в обычае у природных москвичей».

По Костомарову выходит, что первый Лжедмитрий был малорусским или белорусским шляхтичем, который либо сам затеял эту авантюру в оправданной надежде, что её поддержат правящие круги Речи Посполитой и католическая церковь, либо же был нарочно найден и выдвинут этими кругами с целью посеять смуту в Русском государстве, на фоне тогдашнего недовольства Борисом Годуновым и ходивших слухов о спасшемся царевиче.

Иван Болотников

После убийства первого самозванца, поползли слухи и об его «чудесном спасении». Так был подготовлен приход второго Лжедмитрия. Но прежде, чем он явился сам, выдвинулся народный предводитель Иван Болотников, под предводительством которого поднялось мощное восстание против властей и богатых людей. Это восстание в советское время именовали Первой Крестьянской войной в России – по аналогии с Крестьянской войной в Германии 1525 года.

Правда, в таком определении восстания Болотникова есть большие основания сомневаться. Во-первых, среди руководителей «крестьянской войны» до самого конца находились такие родовитые бояре, как князь Андрей Телятевский и князь Григорий Шаховской. А по ходу восстания к нему временно примыкали и другие знатные лица (например, авторитетный под Рязанью дворянин Прокопий Ляпунов). Во-вторых, на своём пути до Москвы восставшие крестьяне постоянно разбивали профессиональные царские войска, состоявшие из дворян и стрельцов. Как бы это могло происходить, если бы в рядах повстанцев тоже не было профессиональных военных – тех же дворян? Таким образом, чисто крестьянским это движение никак не было.

А куда делось то войско, которое Лжедмитрий I собирался, если бы его не убили, двинуть летом 1606 года против Крыма и турок? Ведь это войско уже стояло на южных границах Русского государства – там, откуда потом Болотников начал свой победный марш к столице. Мы не находим потом следов этого войска в документах. Разумно предположить, что это войско и составило основу повстанческой армии Болотникова.

Личность самого Болотникова темна и загадочна. Особенно интересны факты биографии Болотникова, описанные немцем Конрадом Буссовым в «Московитских хрониках». Болотников был беглым холопом князя Телятевского, в юности сбежал от него к казакам, там прошёл боевую выучку. В бою попал в плен к крымским татарам, а те продали его в рабство в Турцию. Турки определили Болотникова на галеры. В одном сражении венецианцы разбили турецкий флот и дали свободу рабам. Болотников потом оказался в Германии приказчиком богатого итальянца. Прослышав о спасении царя Дмитрия из Москвы, он бросил выгодную службу у купца и отправился в Речь Посполитую, откуда и вошёл в Россию. Возможно, что и Болотников был соответствующим образом подготовлен за границей.

Лжедмитрий II

В Речи Посполитой Болотников встретился с человеком, называвшим себя царём Дмитрием, спасшимся из Москвы от Шуйского. Так Болотников стал «воеводой царя Дмитрия», как себя и рекомендовал в России. Но Лжедмитрий II двинулся в Россию уже после того, как восстание Болотникова было подавлено.

Второму Лжедмитрию не довелось играть такую же роль, как первому. В своём войске он зависел от польских авантюристов, оказавших ему поддержку в надежде на захват богатой добычи и вотчин в России. Однако при первой же возможности он избавился от поляков и даже попытался разыграть русскую патриотическую карту, выставляя себя альтернативой призванию на московский престол польского королевича. В своей политике он был едва ли не более радикальным предводителем низов, чем сам Болотников, так как издал указы о свободе крестьян и холопов.

Сам же Лжедмитрий II – ещё более загадочная личность, чем выше названные. О нём ещё меньше достоверных исторических свидетельств. Те, что есть, передают о нём противоречивые данные – по большей части такие, которые вредили ему в глазах людей Средневековья. Например, что он был евреем и даже некрещёным.

The post Лжедмитрии и Болотников: тайны биографий главных бунтарей Смутного времени appeared first on Русская семерка.