#геостратегия
В последнее время в оборот вошло понятие Глобального Юга, в который объединяют совершенно разные территории, имеющие из общего лишь отрицание современного Запада. В тоже время, на планете существует очень интересная часть юга – Экваториальный мегарегион, будем использовать данное название, чтобы не путать с привычным макрорегионом (см. рисунок). Для данной территории характерны экваториальный (высокая влажность и облачность, малые колебания температуры) и субэкваториальный климат (сезонный переход от влажного экваториального к сухому тропическому климату, муссоны), со среднегодовой температурой около 28С.
Государства данного мегарегиона значительно уступают в развитии крупнейшим расположенным в субтропическом и умеренном климате государствам. Однако, для экваториального мегарегиона характерна высокая численность населения, что является исторической нормой, если не ограничивать рассмотрение периодом научно-технического прогресса последних веков и мощи Европы.
В XVIII-XIX веках западная цивилизация пришла на рассматриваемую территорию, чаще всего происходило это очень жестоко, в полном соответствии с принципами капиталистического расширения. Последнее характеризуется ограблением и разрушением некапиталистической периферии, в первую очередь элементов, способных составить конкуренцию метрополии. После чего ослабленные и разорённые земли начинали грабить / обирать с меньшей интенсивностью, путём неэквивалентного обмена, растягивая эти процессы на десятки-сотни лет.
В качестве примера можно рассмотреть завоевание Большой Индии Британией, когда после захвата новой территории / провинции, вводились неподъемные налоги, пошлины и другие ограничения, провоцировался голод. В результате умирали десятки миллионов, расчищая рынки для британских товаров. Жесткие кастовые ограничения на профессию и изолированность каст облегчали страшную задачу. Суммарные потери Большой Индии оцениваются около 70 млн. человек, к тому же она оказалась очень простой для контроля территорией, на 300 млн. местного населения приходилось около 60 тыс. британских военных. Социальные технологии. Думаю, не нужно объяснять, почему правым глобалистам всех мастей так нравится будущее человечества в виде каст.
В последнее время, наблюдая как быстро рушатся конструкции глобального мира, как вместо прогнозируемых эволюционных процессов, опосредуемых медленными трендами, происходят резкие революционные изменения, сжимается исторический поток времени во много раз, меньше стало экспертов, что пророчат превращение XXI века в противостояние Китая и Индии. Слишком хрупким оказались очень многие соотношения, а величина ВВП перестала гарантировать устойчивость и субъектность в распадающимся мире.
В странах экваториального мегарегиона населения больше, чем в передовых странах, но специалистов, необходимых для развития во много раз меньше. Распределение ресурсов на планете таково, что на одного жителя условного севера их приходится в разы больше. В мире нет столько свободных и доступных ресурсов, чтобы обеспечить будущему населению экваториального мегарегиона (Индия, экваториальная Африка, Индокитай, Индонезия и др.) уровень жизни, соответствующий современной Европе, США или Японии, без уничтожения последних.
Даже в условиях распада глобального мира, ослабления влияния и контроля США и Ко над ресурсами развивающихся стран – необходимо во много раз, а то и на порядок больше доступного. Первенство в современном мире определяется не демографией, а технологиями, экономикой, военной силой, смыслами. Привычный за последние десятилетия мир, где границы были открыты для экономических мигрантов, уходит в прошлое.
Для обретения странами экваториального мегарегиона первенства и доминирования в мире, большое количество производственных рабочих и фабрик не поможет, особенно в свете перехода передовых стран в 6-ой технологический уклад (аддитивные технологии, роботизация, замкнутый ядерный цикл) во второй половине 30х годов, когда в пределе до 90% населения перестанут быть нужны в качестве производителей, но должны остаться потребителями.
Странам экватора необходимо сформировать сопоставимую, а потом и превосходящую по численности и эффективности профессиональную структуру высоких технологических укладов, чтобы количество ученых, инженеров и др. стало больше, а их открытия оказались передовыми, после нужна соответствующая индустрия. При этом, у стран севера исчезли бы возможности и решимость обороняться. Последнего ещё можно ожидать от Европы, но вот Россия, Япония, да и англосаксы, не пойдут на такое в ближайшие десятилетия. В общем, перед нами чудесный сценарий на всем протяжении XXI века.
Если всё же страны экваториального мегарегиона решатся на такой прорыв, то они будут вынуждены более 20-30 лет заниматься подготовкой, инвестициями в развитие науки, начиная практически с детского сада, беря талантливых детей под опеку и на содержание государства, т.е. остановив / понизив уровень жизни остальных, за чей счёт это будет происходить. Все перечисленное сверх рискованно, требует очень редкого стратегического мышления, постоянной борьбы с нарастающим социальным протестом и … ничего не гарантирует.
В любой момент более развитые страны смогут спровоцировать очередные волнения, воспользоваться недовольством и прекратить опасный для них эксперимент. На территории экваториального мегарегиона всё также будут существовать отдельные анклавы, концентрирующие ресурсы, подобно Сингапуру, а в Индии за счет кастовой структуры будут соседствовать современные кварталы и лачуги, но не более. Если более обеспеченные ресурсами и готовые себя защищать страны не захотят самоубиться, то крупнейшим странам юга останется быть лишь одними из, но не более. При этом местное население в пересчете на человека, будет жить много хуже, чем в странах севернее.
И, да, единственный шанс – демографическая ползучая экспансия, но после болезненных последствий и уроков последних десятилетий, правильные выводы будут сделаны и границы закроют….
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/2922
#АндрейШкольников #стратегия #геостратегия #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей