Туры в горный Алтай всегда отличались своей дороговизной. Почему? Здесь развернуто ответим на этот вопрос.
Пожалуй нет такого человека, который не хотел бы хоть раз побывать в горном Алтае. Туры в этот регион стоят не дешево, и после разведывательной поездки мы поняли почему. Дело в том, что в организации групповых туров для нас большую роль играют детали и прежде чем везти туристов в какой-либо регион мы предварительно изучаем все нюансы.
Классический туристический маршрут по горному Алтаю имеет общую протяженность около 770км, берет свое начало из аэропорта Горно-Алтайска, и против часовой стрелки идет вниз, через Манжерок, с заездом в Чемал, далее через Семинский перевал, поселки Аткаш, Улаган, перевал Кату-Ярык и упирается в Телецкое озеро, откуда вы на пароме доплываете до п. Артыбаш, где и заканчивается ваш маршрут.
В начале маршрута, вдоль дороги, вас будет сопровождать одна из красивейших рек - Катунь, горы в этом районе еще не высокие - не больше Уральских, но уже глаза радуются.
И после Семинского перевала вас начнут накрывать сказочные горные пейзажи, ради которых вы сделаете кучу остановок что бы забить память телефона фотографиями.
Аж До Аткаша вы едете по Чуйскму тракту - прекрасной дороге, хорошим асфальтом и фантастическими пейзажами, которые сменяются разнообразными ландшафтами, нарастающей горной мощью и раскидывающимися долинами и реками.
Собственно после Аткаша начинается треш.
Проехав около 15 км - вы встречаете первые знаки "ремонт дороги", после которых асфальт меняется на гравий. И далее до п. Улаган еще 50км вы едете по укатанной грейдером гравийной дороге, напоминающей стиральную доску. В поселке вы даете своим пятым точкам последнюю возможность вздохнуть перед большой битвой, заправляете полный бак и далее отправляетесь в увлекательное путешествие по стиральному тракту. Больше заправок на маршруте у вас не будет - позже поймете почему.
Кстати - слово "тракт" на Руси означало наезженную дорогу, которая соединяла большие населенные пункты.
От Улагана еще 45км, стиснув зубы, считая расходы на переборку подвески, вы скачете до самого опасного участка маршрута - перевала Кату-Ярык. С нами параллельно из Акташа ехала семья, они доехали до перевала, пофотографировались, пообедали и развернулись обратно. На вопрос: почему они не захотели ехать дальше и на паром - мужчина слегка рассмеялся и сказал, что он уже там был, туда он больше не сунется. Т.е. что бы вернуться обратно к Горно-Алтайску - им надо было ехать дня два-три (больше 450км по горам). Т.е. на сколько он был замотивирован дальше НЕ ЕХАТЬ, что готов был потратить два дня на обратную дорогу!
Если у вашего авто с тормозами нет никаких проблем - вы спокойно преодолеете перевал, спустившись в долину. В целом не так страшен черт, как его малюют. Проблемы обычно возникают у тех, кто поднимается. Т.к. спуск не столько крутой, а сколько имеет не самое лучшее сцепление грунта с колесами из-за пыльной гравийной дороги. В дождь там еще более рисково говорят. И еще мало мест где можно разъехаться, если вам на встречу будет ехать авто. В основном на разворотах окошки. У кого хорошее сцепление, механическая коробка, двигатель от 1.5л и полный привод - поднимутся без проблем, но мы видели как пару автомобилей не могли подняться - у кого то мощности не хватало (возможно убитое сцепление), у кого то резина была подстёрта и авто не охотно полз в гору, периодически пробуксовывая в дорожной пыли. А тянуть вас там мало кто возьмется, т.к. самому бы доехать... А да - про эвакуатор забудьте. Связь пропадет еще в 45км до перевала - в районе поселка Улаган вместе со всеми благами человечества (крупные магазины, заправки и т.д). Даже если вы и сможете вызвать эвакуатор (а ехать он будет как минимум уже 100км до вас от Акташа) - он просто навряд ли с вами на борту поднимется. Единственный вариант помощи - искать там у местных УАЗик и на трос.
Но перевал Кату-Ярык это не самая жуть, которая будет на вашем маршруте. Как уже было написано ранее - сложен подъем, а не спуск, если вы едете против часовой стрелки - то вам буде проще, т.к. вы будете спускаться, а не подниматься. Самый треш начинается дальше, по Чулышманской долине. Виды тут просто взрывают мозг! Вас будут накрывать яркие и мощные картины до самого Телецкого озера. Но если у вас не полноразмерный внедорожник с афигительно мягкой и прочной подвеской, и высоким клиренсом - вы будете думать не о пейзажах, а о том слышит ли вселенная наши просьбы, и единственным вашим посылом во вселенную будет: не разложиться днищем на этом стиральном тракте, который стал еще хуже - т.к. от Улагана до перевала это была идеальная дорога, по сравнению с той, которая идет от перевала до Телецкого озера - она хоть и представляла собой убитую стиральную доску по каменной насыпи - но по ней можно было еще как то ехать не опасаясь, что дно автомобиля словит какой-нибудь валун. Если с авто что то произойдет - вы оказываетесь в ловушке - сзади перевал, на который можно не подняться, а спереди вы упираетесь в Телецкое озеро, до которого от перевала скакать еще 80км, и оттуда только на пароме, который нужно бронировать минимум за месяц. А теперь представьте, если вы днищем налетели на камень, у вас треснул картер (или коробка) и капает масло, или бак пробит или еще что то. От этого офроуда можно ожидать чего угодно. Даже если вы доедете до причала, где скорее всего и переночуете на одной из турбаз - к утру у вас будет двигатель или коробка без масла, или пустой бак. Т.е. на паром вы уже не заедете.
Общая протяженность грунтовки от Акташа до Телецкого около 160 км. Собственно одни из самых ярких локаций и находятся в долине Чулышман, к которой вы спуститесь с перевала Кату-Ярык. Там находятся несколько водопадов, каменные грибы и периодически вам будут попадаться населенные пункты, которые представляют собой несколько домиков. В некоторых есть магазины и кафе с минимальным набором продуктов (хлеб, вода и т.п.). Рядом расположены туристические базы, где можно заночевать и попариться в бане, искупавшись в горной реке.
Вообще Чулышманскую долину лучше проезжать двумя днями, с ночевкой где то после перевала Кату-Ярык и второй ночевкой уже на подъезде к Телецкому озеру. Т.к. дорога до озера - это билет в одну сторону. Обратно вы просто 100% не захотите повторить вчерашние приключения, рискуя остаться в долине на долго.
Сложная логистика с отсутствием дорог по этой причине делают туры в этот регион не дешевыми, по сравнению, например с турами на Кавказ, Урал или Карелию. Это если не брать во внимание стоимость авиабилетов.
Ехать на своем авто - однозначно вы будете перебирать подвеску. В аренду вам там не многие захотят сдавать, зная куда вы поедете, либо ценник за аренду будет выше обычного. Стоимость водителя с авто в среднем 10т в сутки. Поэтому, по сути, примерно одно на одно и выходит. В долине нет ни заправок, ни связи, ни какого либо сервиса вообще - это дикая местность с красивыми пейзажами и туристическими базами с минимальными комфортными условиями. Возможно, когда то сюда проложат дорогу - и со временем тут все появится. По крайней мере на Кату-Ярыке ведутся какие то дорожные работы.
Сюда надо ехать только ради того, что бы просто абстрагироваться ото всего, побыть в тишине, насладиться природой, привести в порядок свое состояние, просто отдохнуть душой и получить кучу эмоций от местных ландшафтов.
Если вы будете планировать маршрут самостоятельно - пожалуй лучше начинать именно против часовой стрелки в той последовательности, в которой мы написали в начале. Т.к. тогда вас постепенно будут накрывать эмоции и с каждым днем картинки будут все более зрелищными. Если вы поедете в обратном направлении (по часовой) - вы сразу получаете эффект ВАУ, но потом, на протяжении поездки все будет идти на спад, в том числе и горные рельефы. Ну и вам предстоит преодолеть Кату-Ярык вверх...
В целом - Алтай один из самых красивых регионов нашей страны и побывать тут обязан пожалуй каждый, кто любит путешествия. Это огромный мир, посетив который, вы еще оооочень долго будете оставаться под впечатлениями и советовать всем своим знакомым посетить этот прекрасный край. Если вы ездили по этому маршруту - расскажите о ваших приключениях и поделитесь своими впечатлениями.