До XVI века в нашей стране не существовало никаких органов, которые заведовали бы иностранными делами, всю внешнюю политику осуществлял по факту великий князь и помогающие ему бояре. Летописи и посольские документы сообщают нам формулу решений Боярской думы: «приговор царя с бояры», «по государеву указу и боярскому приговору», «царь приговорил с бояры», «государь указал и бояре приговорили». Выбор формулы документа — от имени царя или Боярской думы — определял значимость того или иного постановления.
С венчания Ивана Васильевича IV на царство ситуация в корне меняется.
В 1549 году был создан Посольский приказ. Информацию об этом мы находим в указе царя "приказано посольское дело Ивану Висковатому".
Таким образом, Иван Михайлович Висковатый стал первым в истории России дипломатом и руководителем российской внешней политики.
Точная дата рождения первого русского дипломата нам неизвестна, как и его происхождение. Первое упоминание о нем нам встречается только в 1542 году, когда он служил еще подьячим (низкая административная должность, просуществовала до XVIII века) и составлял перемирную грамоту с Королевством Польским.
Именно в сороковых годах XVI века Висковатый поднимается по карьерной лестнице и становится одним из приближенных царя. Не только Иван IV, но и другие деятели оценивали Ивана Михайловича по достоинству.
Так, Протестантский пастор и публицист Павел Одерборн так характеризовал Висковатого: «Муж искусством красноречия замечательный более прочих» .
Составитель Ливонской хроники Б. Руссов писал: «Иван Михайлович Висковатый — отличнейший человек, подобного которому не было в то время в Москве: его уму и искусству как московита, ничему не учившегося, очень удивлялись иностранные послы» .
Иван Висковатый руководил дипломатией не в одиночку, в документах указываются и другие дьяки, которые занимались посольскими делами: Меньшик Путятин, Федор Мишурин, Бокака Карачаров. Однако, именно с 1549 года в посольских книгах все чаще встречаются указы принимать иностранные грамоты именно Висковатому. С утверждением посольского приказа, Висковатому пожаловали повышение возвысив с подьячего до дьяка. Связано это с его успехами в переговорах с Ногайской Ордой, а также к астраханскому хану Дербышу.
С учреждением Посольского приказа Россия выходит на европейский уровень. С 1549 по 1559 годы Москву посетило 32 посольства из европейских и азиатских государств. Таким количеством посольств могли похвастаться французы, англичане, немцы, теперь рядом с ними встали и мы. Висковатый лично руководил всеми переговорами, ему была дана свобода действий.
О доверии Ивана IV к Висковатому в сфере иностранных дел свидетельствуют указы царя: 7 октября 1556 г. литовскому посланнику поел аудиенции велено было «итти в дьячью избу Ивана Михайлова дожидатися стола». 13 января 1559 г. царь вслед написать посланнику датского короля и магистра прусского, «чтоб он с немцы приехал к Москве на площадь в избу к дьяку Ивану Михайлову... а на подворье бы с немцы не заезжали нигде».
Стоит отметить, что даже фактический глава правительства Русского царства Адашев посетил лишь половину посольств, а именно 15. Круг обязанностей И. М. Висковатого, как руководителя Посольского приказа был чрезвычайно широк. Он ведал перепиской царя и Боярской думы с иноземными послами, участвовал в предварительных переговорах, решал вопросы, связанные с приездом и пребыванием в Москве иностранных дипломатов, занимался организацией отправления русских посольств в разные страны.
Как ближний государев дьяк Висковатый, согласно установившемуся обычаю,
делал записи, которые затем использовались в качестве заготовок для официальной!
летописи. Но дело этим не ограничивалось. Став главой Посольского приказа, Иван
Михайлович получил в свое ведение Царский архив, содержавший огромное количества
рукописных книг и различных государственных актов московских великих и удельных
князей, их родословные, правительственное делопроизводство, и прочую документацию.
В последствии Царский архив был оформлен в самостоятельное учреждение, руководителем которого также был назначен Иван Висковатый. Ему была уготована серьезная задача — восстановить уцелевшие документы после "Великого пожара" в Москве 1547 года и составить перечневые описи. Иван Михайлович справился и с этим, в следствии чего Иван IV передаст ему духовные грамоты и "Свадебные книги" — одни из самых важных документов династического характера.
Во время болезни Ивана IV, Иван Михайлович Висковатый был одним из первых, кто присягнул на верность Дмитрию, он же помогал государю составлять духовное завещание.
Благодаря Висковатому были заключены выгодные торговые соглашения с Англией. Получив льготы в русских портах, англичане в ответ также даровали русским купцам право на беспошлинную торговлю в английских портах. Английским ремесленниками художником был разрешен свободный въезд в Россию. Данный дипломатический успех благоволил русско-английским торговым отношениям вплоть до второй половины XVII века.
Иван Михайлович не был сторонником колонизации восточных земель и не рассматривал противостояние с Крымом и Османской Империей, как что-то чрезвычайно важное.
Взор дипломата устремлялся на Запад, к благоприятным торговым отношениям с Европой, однако, Польша, Литва, и Швеция, которые по факту блокировали торговлю России в Балтийском море не давали русским купцам и шанса вести успешные торговые дела.
Висковатый был одним из главных инициаторов русско-ливонской войны 1558-1583 гг.. Известно, что в эти моменты перед принятием всех важных дипломатических решений, царь лично советовался с Иваном Михайловичем, что не могло устраивать остальную русскую знать.
У Висковатого появились противники в лице группировки Адашева, которые были против Ливонской войны и за расширение России на Юг и Восток. Именно Адашев не воспользовался благоприятным моментом и не продолжил наступление на Ливонию к началу 1559 года. Именно Адашев заключит перемирие с ливонцами с мая по ноябрь 1559 года, что предопределит дальнейшее поражение русских в войне из-за вмешательства Литвы и Польши, а под конец и Швеции.
Связано заключение перемирия с тем, что брат Адашева Даниил в это время решил начать поход на Крымское ханство, что требовало небольшой передышки на Западе.
Последний, и собственно говоря самый громкий дипломатический успех Висковатого связан с 1559 и 1562 годами. Не только Польша, Литва, и Швеция желали повоевать с Россией, в их числе была и Дания. В 1559 году Висковатому удалось убедить датского короля не воевать с Россией и заключить перемирие, а когда в начале 60-ых боевые действия возобновились, Иван Михайлович лично отправился в Данию за подтверждением договора. Руководитель Посольского приказа лично во время опасной войны отправляется в государство потенциального врага. По итогу длительных переговоров, Висковатому удалось не только заключить союз с Данией, но и заключить 20-летнее перемирие со Швецией.
В 1566 году в Москву прибыло великое посольство для заключения мира с Россией. Переговоры зашли в тупик, Висковатый на специальном Земском соборе настоятельно рекомендовал
заключить перемирие, не требуя у Польши уступки спорных ливонских городов, при
условии вывода оттуда польских войск и нейтралитета Польши в Ливонской войне. Но
участники Земского собора высказались против этого и заверили правительство в том, что
ради полного завоевания Ливонии они готовы на любые жертвы.
К мнению Висковатого никто не прислушался, в результате чего его предупреждения об опасности стали явью, Польша и Литва объединяться в Речь Посполитую.
Висковатый был одним из противников опричнины, за что и поплатился.
Иван Михайлович резко объяснился с царем, убеждая его прекратить кровопролитие. Иван IV решил, что против него сложилась оппозиция.
Висковатый настойчиво советовал царю, чтобы он «...в особенности же не
истреблял своего боярства, и просил его подумать о том, с кем же он будет впредь не то
что воевать, но и жить, если он казнил столько храбрых людей».
В ответ на слова
Висковатого царь разразился угрозами:
«Я вас еще не истребил, а едва только начал, но я
постараюсь всех вас искоренить, чтобы и памяти вашей не осталось».
Висковатому были предъявлены обвинения в заговоре против царя и государства, якобы его целью было сдать Новгород и Псков польскому королю. Обвинили в изменнических сношениях с турецким султаном и крымским ханом, которым он будто
«предлагал» Казань и Астрахань. Тем самым опричные деятели снимали с себя многие
«вины» за военные неудачи.
25 июля 1570 года более 100 человек, осужденных на казнь вывели на рыночную площадь "Поганая лужа".
Опричники до последнего старались добиться от Ивана Михайловича признания, но он был непреклонен отрицая каждое обвинение. Перед самой смертью он лишь обмолвился: «Будьте прокляты, кровопийцы, вместе с вашим царем!».
После отказа Ивана Михайловича распяли на кресте из бревен и расчленили живого на глазах
царя и толпы.
Вот так бесславно закончилась жизнь первого великого русского дипломата, к которому по свидетельству современников, Иван IV любил, как самого себя. Вслед за Висковатым казнили
более 100 человек, в том числе и бывшего его помощника, главу Посольского приказа А.
Васильева и государственного казначея Н. Фуникова, которого сварили, обливая кипятком.
Описывая казнь Висковатого, польский хронист Александр Гваньини заключил: «Таков конец превосходного мужа, выдающегося по уму и многим добродетелям,
канцлера великого князя, равного которому уже не будет в Московском государстве».
Лишь под конец своей жизни, Иван IV простит своего опального дьяка. Учреждая в 1583 году поминовение опальных, он пришлет в Троице-Сергиев монастырь на помин души Висковатого 223 рубля. Для сравнения на поминовение Сильвестра было отдано всего 25 рублей. В последующих записках к "Лицевому свобу", государь не раз отмечал свершения и верность Ивана Михайловича, что свидетельствует о явных заслугах реабилитированного гения российской дипломатии.
Иван Михайлович Висковатый: Зарождение российской дипломатии.
7 августа 20237 авг 2023
94
8 мин
До XVI века в нашей стране не существовало никаких органов, которые заведовали бы иностранными делами, всю внешнюю политику осуществлял по факту великий князь и помогающие ему бояре. Летописи и посольские документы сообщают нам формулу решений Боярской думы: «приговор царя с бояры», «по государеву указу и боярскому приговору», «царь приговорил с бояры», «государь указал и бояре приговорили». Выбор формулы документа — от имени царя или Боярской думы — определял значимость того или иного постановления.
С венчания Ивана Васильевича IV на царство ситуация в корне меняется.
В 1549 году был создан Посольский приказ. Информацию об этом мы находим в указе царя "приказано посольское дело Ивану Висковатому".
Таким образом, Иван Михайлович Висковатый стал первым в истории России дипломатом и руководителем российской внешней политики.
Точная дата рождения первого русского дипломата нам неизвестна, как и его происхождение. Первое упоминание о нем нам встречается только в 1542 году, когда он сл