Найти в Дзене
Покинутый край

От процветания до разрухи - история одного НИИ

Предприятие, о котором сегодня пойдёт речь, было основано вскоре после окончания Великой Отечественной войны. После тяжёлых четырёх лет СССР усиленными темпами возрождал те отрасли, для которых во время войны не хватало ресурсов. Научно-технический прогресс тоже ударными темпами пошёл вверх. Только в 1946 году на научно-производственную отрасль было выделено в 2,5 раза больше финансирования, чем в 1945. Наш институт не являлся исключением, он среди многих других подобных учреждений родился, чтобы сделать Советский Союз сильной и независимой страной. И если материальная база в первые годы была не такой сильной, как в последствии, то молодые и перспективные умы уже тогда горели идеями и готовы были свернуть горы науки. Страна стояла в полушаге от эпохи процветания этой сферы. Институт, который вы видите на фото, был открыт в Москве неподалёку от центра города. В те года было модно располагать научные производства друг рядом с другом, поэтому и тут по соседству расположились несколько др

Предприятие, о котором сегодня пойдёт речь, было основано вскоре после окончания Великой Отечественной войны. После тяжёлых четырёх лет СССР усиленными темпами возрождал те отрасли, для которых во время войны не хватало ресурсов. Научно-технический прогресс тоже ударными темпами пошёл вверх. Только в 1946 году на научно-производственную отрасль было выделено в 2,5 раза больше финансирования, чем в 1945. Наш институт не являлся исключением, он среди многих других подобных учреждений родился, чтобы сделать Советский Союз сильной и независимой страной. И если материальная база в первые годы была не такой сильной, как в последствии, то молодые и перспективные умы уже тогда горели идеями и готовы были свернуть горы науки. Страна стояла в полушаге от эпохи процветания этой сферы.

Институт, который вы видите на фото, был открыт в Москве неподалёку от центра города. В те года было модно располагать научные производства друг рядом с другом, поэтому и тут по соседству расположились несколько других институтов. Не удивлюсь, если все эти учреждения переодически обменивались опытом, приглашая чужих сотрудников к себе на конференции и наоборот. А ведь при СССР был ещё и такой опыт, когда научный работник получал карточку, подписанную начальником, в которой было одобрено его "командировка" на соседнее предприятие.

Наш НИИ занимался весьма важными направлениями - инфракрасной техникой и электронной оптикой. Данные сферы были важны как и в научной деятельности, так и для промышленности, обороны и космоса. А потому институт финансировался очень хорошо и насчитывал не одну сотню сотрудников.

Годы шли, а инстутитут процветал всё больше. Наука в СССР ценилась практически всегда, и жизнь тех ученых, чья деятельность пришлась на 50-е, 60-е, 70-е и 80-е года, была достойной и насыщенной. В этот период НИИ вёл активную научную деятельность, проводя многочисленные научно-технические конференции, выставки по фотоэлектронике и приборам ночного видения, занимался проблемами теоретической и прикладной электронной оптики. Многие его сотрудники удостоились за свою научную работу различными государственными премиями.

До недавнего времени НИИ занимался изготовлением микроэлектроники для различных приборов. Выпускал приёмники, которые могут работать в широком спектре оптического излучения, а также микросхемы, используемые для считывания и обработки фотосигнала, работающие как при стандартных температурах, так и при очень низких. А так же вёл свою деятельность в самых современных областях науки: лазерной, микpоэлектpоннoй, вaкуумнoй, и дpугих.

-5

Однако, как вы можете видеть на фотографиях, что-то пошло не так. Научный институт, который несколько десятилетий успешно функционировал, теперь находится в состоянии хаоса. Кабинеты разгромлены, лаборатории опустошены. Возможно, производства переехали в другие корпуса, однако неясно, кому и зачем это было нужно. Корпус вполне достойно сохранился, и кажется, что здесь ещё работать и работать, двигать науку и постигать новые горизонты. Да, можно было бы сделать ремонт в некоторых помещениях, оснастить более современными приборами. Здесь же вопрос решили радикально, оставив многих людей без рабочих мест. Что окажется на этом месте завтра - вопрос риторический.

-6