Александр, руководитель проекта.
На первый взгляд, процесс делегирования может казаться логичным и структурированным, что свидетельствует о его научной стороне. Однако, чтобы делегирование было действительно успешным и эффективным, необходимо учитывать множество факторов, которые относятся к творческой стороне этого процесса. Поэтому делегирование ответственности совершенно точно можно рассматривать как соотношение долей науки и искусства. А каковы значения этих долей, во-многом зависит от конкретного руководителя проекта.
Являясь руководителем проекта, в этой статье я попытался изложить свои рассуждения по поводу этого неоднозначного вопроса . И прошу не судить меня строго.
Научная сторона делегирования
- Психология. Ну куда без нее!? Научные исследования психологии и организационного поведения, если их знать, смогут помочь понять внутренние мотивы и причины поведения каждого члена команды. Эти сокровенные знания помогают руководителю проекта правильно выбирать задачи для делегирования и определять подходящие методы мотивации. Но кто из руководителей, которые вас окружают, учили и знают психологию?
- Менеджмент. Постулат «если ты руководитель, то должен знать теорию менеджмента» многими ставится под сомнение. А научный подход к управлению часто воспринимается как удел ботанов от менеджмента. Интуитивный менеджмент — это наше все! Вместе с тем, известные и проверенные практикой теории и модели управления персоналом предоставляют нам методы и техники для эффективной организации работы, структурирования задач, а также для измерения и контроля процесса делегирования. Если их знать и умело применять, они просто облегчают руководителям жизнь. Но кто из руководителей, которые вас окружают, учили и по настоящему знают менеджмент? Вот прям как юристы свою юриспруденцию.
Творческая сторона делегирования
- Интуиция и опыт. Вот здесь опытные руководители отрываются на полную катушку, поскольку уже обладают достаточно развитой интуицией и способностью принимать решения на основе своего опыта, который «сын ошибок трудных». И надо отдать должное, многие из них умеют подходить к каждому члену команды индивидуально, учитывая их сильные стороны и потенциал.
- Эмпатия и коммуникация. Умение эмпатично слушать, понимать и поддерживать свою команду дано не каждому руководителю, а между тем это качество является важным аспектом успешного делегирования. Коммуникация должна быть открытой и взаимной, а эмпатия помогает устранить атмосферу недопонимания и создать доверительные отношения. Но проблема в том, что не каждый руководитель способен выслушать и понять и не каждому из них сотрудник может доверить тайное и сокровенное.
- Индивидуальный подход. Каждый проект и каждая команда уникальны, и нет универсального рецепта для делегирования. Искусство делегирования заключается в способности применять научные знания и методы к конкретным ситуациям, но с учетом индивидуальных особенностей команды и проекта. Именно понимание руководителем индивидуальности придает его работе творческий подход.
Заключение
Итак, делегирование ответственности можно рассматривать, как сочетание науки и искусства. Научные методы и техники помогают структурировать и оптимизировать процесс делегирования, а искусство заключается в том, чтобы находить баланс между логикой и эмоциями, учитывать индивидуальные особенности и строить доверительные отношения с командой.
В итоге, успешное делегирование требует от менеджера знания и способности применять научные принципы в креативной и интуитивной манере, что делает его настоящим искусством в управлении проектами.
Если статья была полезна, ставьте палец вверх и делитесь ею с коллегами. Еще больше интересных тем, связанных с управлением, методами и инструментами работы, вопросами коммуникаций в проектах, — на нашем Telegram-канале