Найти в Дзене
Дом с детьми

Ведро и тряпка как новый символ педагогики

Странно, что всех так взбудоражили слова министра здравоохранения о том, когда стоит рожать. При том, что это лишь слова, которые, как говорится, к делу не пришьешь. А вот закон о принудительном труде в школе, почему-то, никого не взволновал. Хотя это закон, коснется всех, у кого есть дети-школьники. А что плохого в том, чтоб они полы за собой помыли? Возможно, это от того, что возражать против закона бесполезно - приняли уже. Да и возражать как-то... неудобно. Вы что же, не сочувствуете детям Германии не желаете, чтоб дети приобретали навыки самообслуживания? Чтоб они знали цену труда? Чтоб они не росли белоручками? Нет, нет, нет, три раза говоришь нет, и, по законам психологии, следует ещё одно нет - нет, я не против производительного труда в школе. Сами насвинячили - сами пусть и прибирают! Но у меня есть силы сказать - да, я против! Потому что, как и в жизни, мусорят, обычно, одни, а убирают другие. Сколько я видела призывов на субботники, укоров в локальных пабликах с фотками мусо

Странно, что всех так взбудоражили слова министра здравоохранения о том, когда стоит рожать. При том, что это лишь слова, которые, как говорится, к делу не пришьешь. А вот закон о принудительном труде в школе, почему-то, никого не взволновал. Хотя это закон, коснется всех, у кого есть дети-школьники.

А что плохого в том, чтоб они полы за собой помыли?

Возможно, это от того, что возражать против закона бесполезно - приняли уже. Да и возражать как-то... неудобно. Вы что же, не сочувствуете детям Германии не желаете, чтоб дети приобретали навыки самообслуживания? Чтоб они знали цену труда? Чтоб они не росли белоручками? Нет, нет, нет, три раза говоришь нет, и, по законам психологии, следует ещё одно нет - нет, я не против производительного труда в школе.

Сами насвинячили - сами пусть и прибирают!

Но у меня есть силы сказать - да, я против! Потому что, как и в жизни, мусорят, обычно, одни, а убирают другие. Сколько я видела призывов на субботники, укоров в локальных пабликах с фотками мусора - мол, доколе МЫ будем вести себя как свиньи. И всегда меня это возмущает. Я себя как свинья не веду. Свой мусор убираю. Иногда и чей-то ещё. А вот те, кому лень спускаться до мусорки, кто выкидывает очистки прямо в форточку - те на субботник не пойдут.

В школе - то же самое. Харкают на пол одни, а дежурить можно заставить других. Тех, кто харкает - не заставишь, они тебя пошлют на незамысловатый адрес и уйдут. Прибирать будут ответственные, а они, как правило, не мусорят.

Лучший стимул мыть бассейн - желание купаться
Лучший стимул мыть бассейн - желание купаться
Научатся ценить труд!

Труд в школе организован как мартышкин. Не знаю, почему. Но там всегда холодная ржавая вода в дальнем конце коридора. Набирать ее надо в шелушащееся от краски ведро, расплескивая, нести по коридору (что, очевидно, коридору чистоты не добавляет). Потом вековой тряпкой размазывают влагу по полу. С пола слезает краска, нормально его тоже не отмоешь, но детям нужен не результат, а галочка "сделано". Кто-то с тоской думает, что забежать домой пообедать до секции теквондо он может и не успеть. Кто-то отсчитывает минуты до автобуса, если опоздаешь - следующий через час. Но кого в школе это волнует. Не знаю, как в такой среде может вырасти уважением к труду. Только к имитации труда.

Хотя бы в школе работать научатся, раз дома белоручки!

Честно признаться, я не припомню, чтоб кто-то когда-то в школе учил подметать полы или выкручивать тряпку. Нет, школа в этом вопросе верна себе - научись где хочешь, у нас должен делать. Поэтому и без этих дежурств всё останется как есть: работать будут уметь лишь те, кто работает дома. Белоручек школа не научит.

Это прививает любовь к месту, где получаешь знания!

Нет, это как со школьной формой: сперва появляется гордость, и после этого дети стремиться отметиться принадлежностью к классному во всех смыслах коллективу. Не бывает гордости по приказу. Так и с трудом: сперва - любовь. И тогда любящие дети сами предложат помощь. Наоборот не бывает, принудительный труд ещё ни у кого любви не вызвал. На истории пока ещё проходят исторические примеры этого.

Ничего, не переломятся! Мы мыли - и выросли как-то, никаких психологических травм не получили!

Мне кажется, именно это и есть главная причина принятия такого закона. Банальная дедовщина. Настолько прозрачное злорадство сквозит в половине комментариев "одобрямс", что даже неловко делается. Разумеется, никто не заболел от мытья полов. Но... Хочется задать системный вопрос: а зачем сейчас мыть? 21 век, в каждой второй квартире бегает моющий пылесос, в торговых центрах работники клининговой службы катают мощные поломоечные машины. Кстати, повозить такую машину - мечта многих детей. Казалось бы, заведи такие в школе - и штат добровольных помощников распишет очередь на месяцы вперёд. Но нет, в школе, как век назад, ведро с холодной водой и тряпка. Смотрится так же архаично, как в нашем детстве - натирание паркета мастикой.

1860е. Может, выдать детям щетки с мастикой, если труд у нас ради труда?
1860е. Может, выдать детям щетки с мастикой, если труд у нас ради труда?

Школа - не изолированное от общества место, дети видят всё и делают выводы. О нужности труда, о его ценности - в том числе. И, мне кажется, в текущих условиях принудительные дежурства внедряют лишь противоположную мысль - надо держаться от этой унылой байды подальше. Интересно, это лишь меня, как инженера, интересует обратная связь и результативность предпринятых мер, а в образовании такими категориями не мыслят?

п.с. Мои дети дежурят. Я против ветра брызгать не готова. В конце-концов, школа готовит к жизни, а кто сказал, что в их жизни не встретятся абсурдные приказы и нерациональная организация?

Донос vs. гражданская позиция
Одна из многих15 декабря 2022