Найти тему
Разве нет?

Что особенного в битве при Гастингсе 1066 года?

Если битву при Пуатье 732 года не все признают первой битвой, в которой участвовало рыцарство, то в битве при Гастингсе 1066 года она была основной движущей силой, нервом битвы. Его дисциплинированность, натренированность, полная подчиненность воле своего феодала позволила Вильгельму Завоевателю неоднократными ложными отступлениями выманить ту часть войска врага, без которой оно ослабло и приговорило себя к поражению.

Возможно, кому-то покажется закономерной победа Вильгельма, и дело тут не в рыцарской бронированной коннице, а в том, что его враг измотал свое войско…победами. Да, победами, потому что они тоже достаются дорогой ценой. И получилось так, что в списке разборок он стоял в самом конце, так как высадился позже, чем предполагал его враг — король Гарольд, который не мог позволить себе даже допустить хоть какую-нибудь вероятность соединения своих врагов. Оно было маловероятно, но возможно, так как враги не редко в истории той же Англии или викингов объединялись, если, конечно, это им удавалось (например, слишком богатая добыча, которую можно было легко поделить, или слишком сильный враг, обладающий численным перевесом).

Перевес в 500 человек был у Гарольда, но мотивированность была ниже, так как именно рыцари Вильгельма горели желанием отомстить ему за клятвопреступление, совершенное по отношению к их господину. Да, ищущим повода много времени не надо, чтобы его найти. Но когда он сам попадает тебе в руки, грех им не воспользоваться. И именно клятва Гарольда в обмен на спасение его жизни, денежное довольство, дарование нескольких десятков своих слуг не искать английского престола, а наоборот обещание помочь добыть его для Вильгельма и стало спусковым механизмом для норманнского вторжения.

Норманны и раньше воевали на английской земле, но не вторгались в столь большом количестве, да ещё и под предводительством всех своих властителей. Поэтому Гарольд предпринял всё от него зависящее, чтобы упредить Вильгельма и даже преуспел в этом — не дал далеко продвинуться по его территории. Но недостаток лучников и погоня за вражеской конницей в самый неподходящий момент сыграли свою роль.

Не поддаться провокации, особенно в пылу сражения, не так просто, как кажется, особенно, если ты стоишь на месте, а тебя осыпает град стрел и болтов (арбалетчики тоже были и именно у норманнов). Более разнообразное войско в смысле родов было большим плюсом, чем даже численный перевес почти в десять процентов. Тем более что оно было более спаянным единством, чем войско Гарольда, не говоря про усталость и существенные потери в предыдущих недавних сражениях цвета его войска — ветеранов и его телохранителей. Не говоря уже про то, что в самый кризисный момент сражения Гарольд умер, как умирают многие храбрые венценосные полководцы и вожди. Что и привело к разгрому всего войска, на котором всегда быстро отражалась столь страшная потеря, даже если от этого зависела собственная жизнь.