В Новой Третьяковке меня буквально поразила картина Константина Юона «Новая планета». Фантастика. Сюрреализм. Уж не знаю, что ещё, но небольшая (по физическим размерам) картина буквально произвела на меня огромнейший (эмоциональный) эффект.
Стал искать другие работы и из схожих по стилю только «Люди». А остальные работы словно созданные другим человеком. Да и такое бывает. Картины все достойные, написанные талантливо, но... абсолютно иные и ясного объяснения я для себя не нашёл.
Смотрите сами. Теже самые «Комсомолки. Подмосковный молодняк». Никакого сравнения. Прямо таки мистификация. При том, что конъюнктурщиком Константина Федоровича не назовёшь. Он принял революцию 1917 года и остался в стране.
Самая известная работа того периода — акварель «Перед вступлением в Кремль у Никольских ворот». На ней изображены рабочие и солдаты на грузовиках, прорывающиеся к Кремлю сквозь баррикады.
А ведь перед революцией окончив художественное училище, молодой человек вместе с коллегой Иваном Дудиным основал частную студию-мастерскую «Классы рисования и живописи».
Эта школа просуществовала до революции, в ней отучилось около трех тысяч талантливых художников. Студия дала творческий старт монументалисту Вере Мухиной, графику Владимиру Фаворскому, пейзажисту Александру Куприну и другим известным личностям.
Одновременно с этим Юон сотрудничал с парижским театром, где планировались спектакли цикла «Русские сезоны». В 1913-м декоратор создал оформление для оперы «Борис Годунов» композитора Модеста Мусоргского. В роли главного героя выступал Федор Шаляпин, который после спектаклей выкупил особенно понравившиеся эскизы.
Но Константин Федорович выбирает пейзажи русской провинции.
Юон прямо таки обожал красочную природу родного края, древние храмы, деревенскую архитектуру и колоритные народные костюмы.
Это видно по его работам.
Константин Федорович много путешествовал по старинным русским городам, раскинувшимся на берегах Волги. Самым посещаемым местом стал Нижний Новгород, который художник считал чудесным историческим городом. В одном из живописных уголков Поволжья автор создал свое знаменитое полотно «Над Волгой».
Чувствую, что перескакиваю с мысли на мысль и уже далеко ушёл от первоначальной мысли, но объяснение у меня одно. Как весьма и весьма талантливый человек, художник, сценограф, теоретик искусства Константин Федорович Юон как мог отображал действительность первой половины XX века в России.
А поскольку действительность совершала в те времена невероятные кульбиты, то вслед за ними менялся и стиль и творчество Мастера.
Невероятно, но так вижу.
При случае, ещё раз вернусь и к «Новой планете» и к «Людям». Невероятные картины. Каждая стоит отдельного рассказа.
Подумаю в каком формате это сделать. Думаю будет интересно.
А вы слышали, видели картины Юона?