Исследуя историю домры, мы возвращаемся к 16 веку, когда впервые появились записи о данном музыкальном инструменте.
Существует два главных варианта происхождения домры на Руси.
- Первый вариант говорит о восточных корнях инструмента. Очевидно, что округлая форма, струны и способ звукоизвлечения домры похожи на казахскую домбру, турецкую багламу и таджикский рубаб, все они произошли от общего предка – восточного танбур. Считается, что инструмент мог попасть на Русь во времена монголо-татарского ига или благодаря торговым связям с восточными странами. Впрочем, монголо-татары не только собирали дань, но и оставили свой след в музыкальной истории.
- Другой версией является та, что домра произошла от европейской лютни, хотя и лютня имеет восточные корни, от арабского аль-уда. Все же, восток – это сложный аспект. Главное, что домра теперь стала символом русской музыкальной традиции.
Домра стала неотъемлемой частью жизни и искусства бродячих артистов – скоморохов. Замечательный момент: при дворе царя существовало специальное развлекательное объединение, названное «Потешная палата», что можно назвать древней версией государственного оркестра. Основу коллектива составляли скоморохи, великолепно владеющие домрами, гуслями, гудками и другими старинными русскими инструментами. Они и их домры были народными любимцами. Важные события, праздники и веселье в жизни народа сопровождались звучанием музыки и песен, исполнявшихся на этих музыкальных инструментах. Домра, как и гусли, сопровождала народные эпосы, былины и сказания, добавляя мелодичную линию в народных песнях.