Автор и художник - я, Ольга Ухмылина. Заметки по мотивам рассказов маленьких бродяг и Сергея Николаевича.
1
Меня зовут Янко. Я родился в семье цыган, кочующих по маленьким городкам. Всего у родителей было 7 детей. Я — самый старший. У цыган нашего рода по устоявшимся обычаям женщина должна зарабатывать, следить за домом, мужем и детьми. Большую часть времени, сколько помню, отец только требовал, на семью ему было - всё равно, дрался, прикладывал руку и на нас, и часто пил спиртное. Мать приучала попрошайничать. Обычно она пряталась за углом, пока мы аскалили монеты у прохожих. А потом деньги забирала. В свою очередь, у нее их забирал отец, а у отца дед. Не сказал бы, что мать любила своих детей. Скорее — только совсем маленьких. С детства мы умели надавить на жалость, а иногда даже пугали выдуманными проклятиями. И так было долго.
Но в какой-то момент, глядя на других, я задумался. Мне показалось — моя жизнь неправильная. Тогда-то и сбежал, и поехал в Москву. Не знаю, на что рассчитывал. Больше думал о себе и хотелось стать свободным.
Многие рассказывали о большом городе, в котором так много людей! И может заработать даже ребенок. Но приехав, я понял — детям работы здесь не найти. Мало того, все время ловила полиция, я ж всегда сбегал. Боялся детского дома. Обратно тоже не хотел.
В целом, по началу держался в столице тем, что мелко воровал в супермаркетах. Но после - удалось устроиться без договора продавать книги. Там мне предложили жить вместе со всеми в квартире, и "крышевали". Несколько месяцев отработал. А после… Меня выбросили на улицу и забрали часть денег. Но я отправился в магазин индийских, поддельных под дорогие духов, которые продавали за 200 руб. И стал ездить по городу, предлагать людям за 500 и 1000 руб. Честно сказать, несмотря на то, что были духи поддельные, запахи не сильно отличались от настоящих. Просто не такие стойкие. Один флакончик так и остался. Каждый день я брызгал немного, чтобы никто ничего не заподозрил. Так чувствовал себя увереннее. Как москвич.
2
Снова я ночевал, где попало. Иногда спал на вокзале. Но с бичами старался не встречаться. Я же не бездомный, а просто - свободный. Однажды осенью шел по переходу и увидел тетю. Она рисовала портреты с натуры за деньги. Мне показалось, что тетя богата. Клиент с ней расплатился, и затем я решил подойти и попросить часть.
Я: Здравствуйте! Тетя, купите пожалуйста мне семечек.
Тётя: А ты один?
Я: С братом
Тётя: А где брат?
Я: Там, за углом.
Тётя: А у него нет денег на семечки?
Я: Он на семечки мне не даёт.
Тётя: Зачем тебе семечки? Птиц кормить?
Я: Не скажу. Не обязательно семечки, можно чипсы.
Тётя: Ладно. Давай — садись сюда и рисуй меня. Если мне понравится, куплю у тебя портрет.
Я удивился .
Я: Я не умею рисовать. Вряд ли Вам понравится.
Тётя: Посмотрим.
Мне было интересно. Раньше особенно не рисовал. А у тёти карандаши оказались какие-то странные. Они оставляли мягкие и интенсивные следы. Затем я начал тереть пальцами. Да, портрет получился страшный. Но мне понравилось. Какой-то пятнистый вышел. Тетя позировала нормально, но немного двигалась. Писала кому-то СМС в телефоне.
Я закончил портрет и показал ей.
"Хорошо", — сказала тётя. - "Не очень похоже, но мне нравится. Возьми деньги на семечки".
Деньги взял. И уже собирался купить семечки. Только подошёл полицейский. Я немного взволновался, но не показал виду. Он был в возрасте. И это меня успокаивало. Сразу понял — что к чему.
Тетя: всё нормально, В-ий. Он заработал себе на семечки. Молодец!
Полицейский Вася: ясно! Мальчик, ты один?
Я: Нет, с братом.
Полицейский В-ий: а где твой брат?
Я:…
И как бросился бежать!
«Подмога!», — закричал полицейский. И начал свистеть в свисток. "Ловите его!"
Еле унёс ноги. Ох! Ура, я в безопасности.
3
Зима. Холодно. Все идут на ёлку. А я сижу тут один. Окоченел. Ну и пусть! Зато свободен!
Как же эти торговцы работают на сквозняках? Мне сложно представить. Наверное, они часто делают передышки и двигаются. Но почему-то сейчас не помогает.
А это что за грелка на стене перехода? Пойду постою там… Не очень-то заметны изменения. Через пять минут начинаю все равно мёрзнуть.
Продавщица вредной пищи на улице смотрит на меня. Попробую попросить что-нибудь.
Я: Тётя! Можно масло?
Продавщица: У меня нет. Возьми булочку.
Я: Спасибо!
Съел булку. Пошел порылся в помойке . Нашел что-то похожее на масло в бутылке. Смазал этим тело в общественной уборной, которая находилась под мостом в тоннеле, где сидела художница в прошлый раз. Сейчас ее нет. Хм… Так - гораздо теплее. Как-то пахнет странно. Надо духами брызнуть. Помыл руки в горячей воде и пошел по тоннелю в сторону Кремля.
Теперь рисует только дедуля. А, вот, у того художника точно есть секрет. Ни разу не замечал, чтобы он двигался. Наверное, этот дед — мутант! Никогда не мёрзнет? Может он потерял чувствительность?
Я: Дядя, нарисуйте пожалуйста мне портрет!
Художник: А где твоя мама?
Я: Она там.
Художник: Позови.
Сейчас опять вызовет полицию, как та мерзкая тётя. Художница.
Я: Я скоро позову.
Подошли люди. Мама с девочкой.
Мама с ребенком: Извините, можно портрет?
Художник: Садитесь.
Мама с ребенком: А сколько времени? Мы успеем на ёлку?
Художник: Да
Я тоже хочу на ёлку! Ладно, когда-нибудь и мне повезет. Потому что не везло слишком долго. Пойду пройдусь на нулевой. Загадаю желание и соберу немного монет.
Прошёлся, поругался с бабушками. Они сказали, что я забираю у них хлеб. Но я брал только монеты. Какая красивая Красная площадь! А там - музыка! Эх! Интересно, как нарисовал тот художник? Я прошел мимо. Женщина с ребенком уже ушла. А художник пошел к урне точить карандаши. А это что? Бумажка такая яркая?
Они потеряли билет на ёлку! Ура! Быстрее! Пока дед не видит.
4
Наверное, в такой одежде буду сильно бросаться в глаза. Надо зайти с экскурсией.
С. Н.: Здравствуйте дети! Меня зовут Сергей Николаевич! Сейчас вы будете проходить по очереди, Алла проверит у каждого билет. А затем буду вас водить и показывать Кремль и все наши сказочные мероприятия!
Какой-то ребенок воскликнул из толпы: «Дядя! А почему здесь так пахнет?»
Все захихикали. Сергей Николаевич шепотом: «Алла! Откуда запах керосина?»
Алла: не знаю.
Сергей Николаевич: возможно, в соседнем отделении Дедушка Мороз готовит гирлянды к празднику!
Все снова захихикали.
Сергей Николаевич: ну ладно, пойдем к нашей ёлке!
Ребята пошли. И я вместе с ними. Но я не ощущал запах. А они всё время хихикали. Сергей Николаевич почему-то морщился.
С. Н.: А, вот, и наши — Дед Мороз и Снегурочка!
И артисты тоже поморщились. Но продолжили проводить мероприятие. Затем дети пошли на концерт. Да-а-а! Он был волшебным! Я словно очутился в сказке. Золотые снежинки падали мне на плечи и растворялись. Все вокруг радовались. Желания загадывали без перерыва. И после концерта нам предложили подарки. Конфеты! Как давно я не ел шоколад!..
Сергей Николаевич совсем раскашлялся. Все время ворчал и ругался на какие-то запахи.
С. Н. : А теперь, ребята, спокойно организовано собираемся, выходим на улицу и группой будем ходить по кругу, а родители постепенно станут вас отбирать.
Я как-то заволновался. В голове стали возникать мысли — может ли ребенок прийти на ёлку один?
Мы уже обошли несколько кругов. Детей становилось всё меньше и меньше. Я не выдержал и бросился бежать. «Так он же цыган!» Закричал кто-то, кто, возможно, раньше меня видел на улице. Так, я оказался в чьих-то руках, а затем в полицейской машине. И другой дядя в форме с лицом воспитателя рассказал, что здесь иные законы. «Не бойся, все будет хорошо. Поедем вместе».
5
Тётя: «Здравствуй, малыш! Сейчас какое-то время это место будет твоим домом. Давай сначала примешь водные процедуры, потому что от тебя нехорошо пахнет керосином. А затем мы покажем тебе все комнаты».
Я не знал, что смазался керосином. Думал — в урне достал бутылку с маслом. Хотел согреться. Теперь конечно тяжело оказалось отмыть кожу, и запах всё равно оставался.
«Ладно! Ничего страшного. Через некоторое время выветрится» - подумал я. И брызнул ещё раз духами.
Тетю звали Ираида Ивановна. Она водила меня по зданию и рассказывала, где - что находится.
«Здесь — игровая. Познакомься с детишками. Аккуратнее только с той девочкой. Она не с кем не разговаривает и может укусить. Хотя очень милая. Ее зовут Мадина», — прошептала тётя. «Ну ладно, скоро к тебе придет психолог. А пока привыкай, играй, знакомься. Здесь все добрые! Только аккуратно с Мадиной", — подмигнула Ираида Ивановна.
Я: а, может быть, я подарю Мадине духи?
Ираида Ивановна (усмехаясь): с запахом как у тебя?
Я: да.
Ираида Ивановна: (Шепотом) Я ж тебя предупредила
И тут я вспомнил про подарок - конфеты.
См. Часть 1