Равенство в образовании зависит от различных стартовых условий детей в разных регионах. В данной статье обсудим, как школы функционируют в сложных социальных контекстах, что такое резильентность и как она влияет на успех учеников.
Взаимосвязь социально-экономического статуса семьи и уровня образования ребёнка очевидна: дети из менее обеспеченных семей в среднем уступают своим более "привилегированным" одноклассникам на три класса. Если родители имеют высшее образование, уровень знаний их детей обычно значительно выше. Но стоит ли считать детей из менее благополучных семей предрасположенными к низким учебным достижениям?
Нет. Здесь на помощь приходит понятие "резильентность" — способности человека приспосабливаться к условиям, которые могут угрожать его функционированию и позитивному развитию.
Некоторые дети, оказавшись в сложных условиях, все равно достигают отличных учебных результатов. Это и есть академическая резильентность — способность успешно учиться, несмотря на социальные препятствия.
Чтобы образовательная система была эффективной, она должна стимулировать развитие резильентности у детей. Для этого важны хорошие педагогические коллективы и современные методы обучения в школах различных регионов. Ученикам нужно интересно проводить время в школе, активно участвовать в учебных мероприятиях, открывать для себя новые знания и общаться с одноклассниками.
Что такое резильентная школа? Это школа с низким социально-экономическим статусом, где много детей из семей с низким уровнем образования, живущих в неблагополучных условиях или плохо владеющих русским языком. Обычно их академические результаты невысокие.
Причины неуспеха таких школ могут быть разнообразны:
- Недостаток учителей и нехватка финансирования.
- Слишком строгий контроль, много бумажной работы и отчётности.
- У родителей отсутствует интерес к образованию их детей.
Однако есть школы, которые преодолевают эти трудности и достигают высоких результатов. Такие школы называют резильентными.
Как резильентные школы отличаются от неуспешных? Обе школы могут иметь одинаковые стартовые условия, но различаться по успеваемости.
Прежде всего, в резильентных школах уделяется внимание оформлению здания. Несмотря на ограниченные ресурсы, кабинеты и коридоры украшены работами учеников или выделены места для обмена книгами. В целом, обстановка неформальная и поддерживающая творческий подход.
Другой ключевой фактор — эффективное управление со стороны директора школы. Директор понимает важность внутренних процессов, ставит цели, планирует, учитывает мнение учителей и анализирует результаты. Внимание уделяется качеству учебного процесса, стремление разобраться в проблемах и понять, что работает, а что нет.
В резильентных школах проводятся дополнительные внеурочные мероприятия. Детям предоставляется возможность участвовать в кружках и получать новые навыки. Не обязательно речь идет о сложных программировании или робототехнике, уже самые простые кружки и конкурсы в неблагополучных условиях являются значимым шагом. Кстати, работы детей с таких мероприятий могут использоваться для украшения школьных помещений, что стимулирует учеников.
Важным аспектом являются образовательные ожидания школы. Если школа не ставит перед детьми амбициозных целей, то ученики не будут стремиться к успеху. В резильентных школах акцент делается на предоставление качественного образования. Здесь учат детей, строят фундамент знаний, помогают ставить цели и достигать их.
При этом родители в неуспешных и резильентных школах часто обладают схожим социально-экономическим статусом и образом жизни, но отношение к школе отличается. В неуспешных школах учителя описывают родителей как пассивных, перекладывающих ответственность на школу и жалующихся на неудовлетворительные результаты. В резильентных школах родителей регулярно вовлекают в школьные мероприятия, собрания, мотивируют делиться своими навыками и проводить мастер-классы для учеников.
Таким образом, стартовые условия не являются предопределением успеха. Школы с одинаковыми условиями могут достигать разных результатов. Ключевыми двигателями позитивных изменений являются качественное управление со стороны администрации, мотивация и поддержка родителей, а главными героями в этом процессе остаются учителя.