Найти в Дзене

Книги по психологии: о чём говорит с читателями Екатерина Мурашова

Семейный психотерапевт Екатерина Мурашова практикует в обычной петербургской поликлинике. Каждый день она беседует с родителями, детьми и подростками – со всеми их проблемами и вопросами (часто вопросы есть, но не заданы, а почему, не знает никто). Кстати, именно отношения родителей с подростками – её главный интерес. Многое в нашей культуре воспитания спотыкается о прошлое - общее и личное. Нам нужно как-то переварить собственные воспоминания и представления о детстве, осознать, что мир изменился. И дети, которые взрослеют на наших глазах, тоже. Да, они другие. Нет, мы не можем сказать, какие, они слишком разные. И умение не строить башню из кубиков привычных представлений, а слушать и слышать детей – первая и главная вещь, которой учит психолог. Можете себе представить художественную прозу, написанную психотерапевтом? «Когда я только начинала работать», – вспоминает Екатерина Вадимовна, – «я первые книжки писала именно потому, что ничего не было. Книжки наших классических психологов

Семейный психотерапевт Екатерина Мурашова практикует в обычной петербургской поликлинике. Каждый день она беседует с родителями, детьми и подростками – со всеми их проблемами и вопросами (часто вопросы есть, но не заданы, а почему, не знает никто). Кстати, именно отношения родителей с подростками – её главный интерес.

Многое в нашей культуре воспитания спотыкается о прошлое - общее и личное. Нам нужно как-то переварить собственные воспоминания и представления о детстве, осознать, что мир изменился. И дети, которые взрослеют на наших глазах, тоже.

Да, они другие. Нет, мы не можем сказать, какие, они слишком разные. И умение не строить башню из кубиков привычных представлений, а слушать и слышать детей – первая и главная вещь, которой учит психолог.

Можете себе представить художественную прозу, написанную психотерапевтом?

«Когда я только начинала работать», – вспоминает Екатерина Вадимовна, – «я первые книжки писала именно потому, что ничего не было. Книжки наших классических психологов были не читабельны. Только что родившей матери читать Вы­готского? Смешно. А хорошо написанные американские книжки, даже уже переведенные на тот момент, совершен­но не отвечали нашим реалиям. Поэтому тоже не годились.А потом книжек стало все больше и больше. «Как по­нять своего ребенка», «Как не понять своего ребенка», «Как забыть своего ребенка», «Как вспомнить своего ребенка»,«Как обращаться со своим ребенком», «Как отстать от сво­его ребенка», «Как пристать к своему ребенку». И в этот момент у умных родителей начала возникать мысль, что с экспертностью что­-то не так».

Есть ли что-то, чем эти книги отличаются от остальных? Да, есть. Мы бы сказали, что это подход.

Понаехали тут

..в масштабах мира, иначе не скажешь. Так появилась книга «Понаехали тут» – 11 историй про эмигрантов. Начиная от древних времён и заканчивая нашими бабушками и дедушками. Все эти герои живут не там, где родились. И хотя нет такой обязанности, жить где родился – подумаешь, кто-то переехал, обычное дело, – именно обычность здесь и есть самое важное!

Фото @chitat_podano
Фото @chitat_podano

Ведь миграции людей – это развитие страны. Всё, чем мы живём сегодня – результат взаимодействия культур. Еда, одежда, музыка и кино, перемены в отношениях – продукт общего сознания.

И это понятно: в реальной жизни не бывает чужих, все связаны. И да, прошлое связывает нас всех гораздо больше, чем кажется.

Только на 2020 год в мире насчитывался 281 миллион человек эмигрантов. Почти треть от всего населения мира.

И если вам кажется, что в вашей семье никто и никогда не переезжал, просто окунитесь поглубже в семейную историю. Кстати, именно такой историей заканчивается эта книга.

(Да, кстати. У нас осталось ещё немножко лета, и на нашем сайте всё ещё действует скидка 20% по промокоду Summerbooks)

Дом за радугой

Нет, наверное, жанра, более подходящего для психотерапевта, чем антиутопия. Он и существует для того, чтобы заглянуть за пределы наших страхов и тревог.

-3

Екатерина Мурашова отправляет нас в недалёкое будущее, которое для неуверенных или тревожных родителей выглядит сущим раем: профессию ребёнка и место в обществе ещё в детском саду определяет команда психологов и педагогов, они же составляют «оптимальные» компании детей. По сути, родителям здесь и делать ничего не нужно. Разве что следить за тем, чтобы не развилось «ненормальной» привязанности: ребёнок должен учиться коммуницировать со всеми, но никогда не оставаться с кем-то одним. Слово «дружба» забыто – оно мешало налаживать социальные связи.

Всё происходит в безопасной виртуальной среде, сильно напоминающей компьютерную игру. Да это она и есть.

Прекрасно ведь?

Наверняка было бы. Когда бы не бабушка Би, которая вмешалась в воспитание (мальчика зовут Дим) и научила ребёнка задавать вопросы.Например, такой: если вами управляют, то кто? И с какой целью?

Ваш (не)удобный ребёнок

Неудобных тем и вопросов Екатерина Мурашова не боится никогда. Наоборот, именно их она и проговаривает (к нашему облегчению). Вот, например, тема: дети часто ведут себя неудобно для взрослых, но взрослые продолжают делать вид, что всё в порядке. Это же дети! Особенно когда речь о чужих детях.

-4

Нужно ли учить детей угождать родителям или «а почему мой ребёнок должен мне угождать?»

Психотерапевт в этой книге не одна, а в диалоге с родителем. В роли родителя – мама и журналистка Анастасия Дмитриева. Именно она задаёт психологу те вопросы, о которых родители обычно молчат.

Вообще всё выглядит, как будто в обществе (не только нашем, один случай с испанским поездом чего стоит) произошёл глобальный разрыв коммуникаций. Осознавая свои детские травмы, мы так постарались сделать детство счастливым, что, кажется, что-то потеряли.

Можно ли починить? Да, можно.

Вот например: вы ведь ожидаете от вашего ребёнка, что он будет вести себя определённым образом? А вы ему об этом говорили? И если нет, то каким образом ребёнок должен это понимать?

Должно ли детство быть счастливым?

Кстати, о счастливом детстве. Похоже, благие намерения того, что называется позитивной психологией всё-таки привели нас куда обычно. Огромное количество родителей искренне верит, что детям нужно подстилать соломки везде, где только возможно, чтобы ребёнок не дай бог не почувствовал дискомфорт.

-5

Те же самые родители затем обнаруживают, что их ребёнок не только не заботится о них самих (или о ком бы то ни было), но и вообще производит впечатление, что не совсем осознаёт, на какой он планете.

Сила, как обычно, в правде. Да, но как? Возможно ли что-то исправить, когда процесс уже зашёл далеко?

Возможно, считает Екатерина Мурашова. Нам есть, над чем работать – и это хорошо!

А вы интересуетесь советами психологов во воспитанию? Соглашаетесь, спорите или когда как?

#книги

#книги по воспитанию