Семейный психотерапевт Екатерина Мурашова практикует в обычной петербургской поликлинике. Каждый день она беседует с родителями, детьми и подростками – со всеми их проблемами и вопросами (часто вопросы есть, но не заданы, а почему, не знает никто). Кстати, именно отношения родителей с подростками – её главный интерес.
Многое в нашей культуре воспитания спотыкается о прошлое - общее и личное. Нам нужно как-то переварить собственные воспоминания и представления о детстве, осознать, что мир изменился. И дети, которые взрослеют на наших глазах, тоже.
Да, они другие. Нет, мы не можем сказать, какие, они слишком разные. И умение не строить башню из кубиков привычных представлений, а слушать и слышать детей – первая и главная вещь, которой учит психолог.
Можете себе представить художественную прозу, написанную психотерапевтом?
«Когда я только начинала работать», – вспоминает Екатерина Вадимовна, – «я первые книжки писала именно потому, что ничего не было. Книжки наших классических психологов были не читабельны. Только что родившей матери читать Выготского? Смешно. А хорошо написанные американские книжки, даже уже переведенные на тот момент, совершенно не отвечали нашим реалиям. Поэтому тоже не годились.А потом книжек стало все больше и больше. «Как понять своего ребенка», «Как не понять своего ребенка», «Как забыть своего ребенка», «Как вспомнить своего ребенка»,«Как обращаться со своим ребенком», «Как отстать от своего ребенка», «Как пристать к своему ребенку». И в этот момент у умных родителей начала возникать мысль, что с экспертностью что-то не так».
Есть ли что-то, чем эти книги отличаются от остальных? Да, есть. Мы бы сказали, что это подход.
Понаехали тут
..в масштабах мира, иначе не скажешь. Так появилась книга «Понаехали тут» – 11 историй про эмигрантов. Начиная от древних времён и заканчивая нашими бабушками и дедушками. Все эти герои живут не там, где родились. И хотя нет такой обязанности, жить где родился – подумаешь, кто-то переехал, обычное дело, – именно обычность здесь и есть самое важное!
Ведь миграции людей – это развитие страны. Всё, чем мы живём сегодня – результат взаимодействия культур. Еда, одежда, музыка и кино, перемены в отношениях – продукт общего сознания.
И это понятно: в реальной жизни не бывает чужих, все связаны. И да, прошлое связывает нас всех гораздо больше, чем кажется.
Только на 2020 год в мире насчитывался 281 миллион человек эмигрантов. Почти треть от всего населения мира.
И если вам кажется, что в вашей семье никто и никогда не переезжал, просто окунитесь поглубже в семейную историю. Кстати, именно такой историей заканчивается эта книга.
(Да, кстати. У нас осталось ещё немножко лета, и на нашем сайте всё ещё действует скидка 20% по промокоду Summerbooks)
Дом за радугой
Нет, наверное, жанра, более подходящего для психотерапевта, чем антиутопия. Он и существует для того, чтобы заглянуть за пределы наших страхов и тревог.
Екатерина Мурашова отправляет нас в недалёкое будущее, которое для неуверенных или тревожных родителей выглядит сущим раем: профессию ребёнка и место в обществе ещё в детском саду определяет команда психологов и педагогов, они же составляют «оптимальные» компании детей. По сути, родителям здесь и делать ничего не нужно. Разве что следить за тем, чтобы не развилось «ненормальной» привязанности: ребёнок должен учиться коммуницировать со всеми, но никогда не оставаться с кем-то одним. Слово «дружба» забыто – оно мешало налаживать социальные связи.
Всё происходит в безопасной виртуальной среде, сильно напоминающей компьютерную игру. Да это она и есть.
Прекрасно ведь?
Наверняка было бы. Когда бы не бабушка Би, которая вмешалась в воспитание (мальчика зовут Дим) и научила ребёнка задавать вопросы.Например, такой: если вами управляют, то кто? И с какой целью?
Ваш (не)удобный ребёнок
Неудобных тем и вопросов Екатерина Мурашова не боится никогда. Наоборот, именно их она и проговаривает (к нашему облегчению). Вот, например, тема: дети часто ведут себя неудобно для взрослых, но взрослые продолжают делать вид, что всё в порядке. Это же дети! Особенно когда речь о чужих детях.
Нужно ли учить детей угождать родителям или «а почему мой ребёнок должен мне угождать?»
Психотерапевт в этой книге не одна, а в диалоге с родителем. В роли родителя – мама и журналистка Анастасия Дмитриева. Именно она задаёт психологу те вопросы, о которых родители обычно молчат.
Вообще всё выглядит, как будто в обществе (не только нашем, один случай с испанским поездом чего стоит) произошёл глобальный разрыв коммуникаций. Осознавая свои детские травмы, мы так постарались сделать детство счастливым, что, кажется, что-то потеряли.
Можно ли починить? Да, можно.
Вот например: вы ведь ожидаете от вашего ребёнка, что он будет вести себя определённым образом? А вы ему об этом говорили? И если нет, то каким образом ребёнок должен это понимать?
Должно ли детство быть счастливым?
Кстати, о счастливом детстве. Похоже, благие намерения того, что называется позитивной психологией всё-таки привели нас куда обычно. Огромное количество родителей искренне верит, что детям нужно подстилать соломки везде, где только возможно, чтобы ребёнок не дай бог не почувствовал дискомфорт.
Те же самые родители затем обнаруживают, что их ребёнок не только не заботится о них самих (или о ком бы то ни было), но и вообще производит впечатление, что не совсем осознаёт, на какой он планете.
Сила, как обычно, в правде. Да, но как? Возможно ли что-то исправить, когда процесс уже зашёл далеко?
Возможно, считает Екатерина Мурашова. Нам есть, над чем работать – и это хорошо!
А вы интересуетесь советами психологов во воспитанию? Соглашаетесь, спорите или когда как?
#книги
#книги по воспитанию