Начинаю цикл статей, посвященный транспортировке газа и всему, что с этим связано. В этой статье поговорим о важнейшем узле любой компрессорной станции - АВО газа.
Вообще, АВО бывает не только газа. За этой аббревиатурой скрывается целый класс технических устройств - Аппаратов Воздушного Охлаждения. На компрессорных станциях помимо АВО газа есть ещё и АВО масла, например. Но сейчас поговорим про газ.
Предназначение
АВО газа устанавливается после газоперекачивающего агрегата (ГПА). Дело в том, что ГПА по своей сути - компрессор, устройство для сжатия чего-либо, в данном случае природного газа. Сжатый, или по-инженерному компримированный газ обладает повышенной температурой. Почему так происходит? Вспомните уроки школьной физики, а ещё лучше - процесс накачки велосипедного колеса. Было такое, что при интенсивной накачке ручным насосом он нагревался так, что аж руки обжигало? 😄 Вот и тут происходит примерно то же, только в гораздо больших масштабах.
Но горячий газ нельзя сразу запускать в магистраль - от высокой температуры портится покрытие труб, что впоследствии может привести к коррозии и нарушению герметичности (проще говоря - к утечкам газа).
Как это работает?
Для охлаждения компримированного газа как раз и используется АВО. Из названия уже ясно, что это теплообменный агрегат, использующий воздух в качестве теплоносителя. Конструктивно АВО представляет собой огромный радиатор с развитым оребрением, сквозь который проходят трубы с газом, и вентилятор, прогоняющий теплоноситель (читай - воздух окружающей среды) через радиатор и трубы. Примерно как кулер в компьютере, только увеличенный в несколько раз😁:
Вот как-то так😄
Автор выражает огромную признательность Московскому авиационному институту в целом и факультету радиоэлектроники летательных аппаратов в частности☺