Сериал снятый по одноименному роману Михаила Елизарова, привлек внимание наших авторов. Первый обзор от Романа Газеты:
Однажды безработному актёру... Согласитесь, уже предвкушение: пришлось ли ему изобразить главаря мафии, да ещё не на сцене, а в реальной жизни? Или побыть двойником известного политика, которому предстоит посвящение в императорский клан марсиан? А вдруг у создателей настолько гениальная идея, что даже угадать не получится? Фиг там. Однажды безработному актёру досталась в наследство хрущёвка в провинции. Всё. Фантазия закончилась на третьем слове. Один из авторов, кстати, выдающийся писатель современности Михаил Елизаров. Тот самый, обвешанный наградами, как пудель.
Откроем книгу. Нет, не книгу Елизарова — откроем классику: «Что такое, товарищи, дебют и что такое идея? Всё зависит от каждого индивидуума... Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения сил»... Сдаётся мне, с писателями та же история.
Сериал «Библиотекарь», производство телеканал РЕН ТВ, 8 эпизодов, 2023 год.
По мотивам одноименного романа Михаила Елизарова; вот оно, в чём собака порылась.
Жертвовал кармой режиссёр Игорь Твердохлебов.
Пытались слепить неслепляемое и впихнуть невпихуемое сценаристы Илья Тилькин и Александр Грязин.
В ролях позорились Никита Ефремов, Евгения Дмитриева, Андрей Мерзликин, Михаил Трухин, Игорь Золотовицкий, Марина Ворожищева, Сергей Епишев, Михаил Тройник и другие официальные лица.
Среди огромного списка продюсеров можно было заметить Фёдора Бондарчука. В смысле нужно было заметить перед просмотром!
Жанр: мыльное фэнтези, бессмысленное и к зрителю беспощадное.
Оценка Кинопоиска 7.0 — из чего следует, что число проголосовавших участников съёмочной группы пока что опережает количество проголосовавших зрителей.
В общем, актёрские способности главного героя в истории никак и ничем не проявились. С таким же успехом он мог оказаться маркшейдером или шорником. Видимо, создателю шедевра лень было читать весь классификатор профессий, и он устал на букве А. Приезжает, стало быть, главный герой Алексей вступать в наследство после трагической гибели отца. Его встречает работница ЖЕКа, которая — нет, не блюёт в кадре, как это принято в фильмах последних лет — а всё время чешется. Алексей вместо здрасьте говорит: я сын такого-то — и паспортистка тут же вручает ему ключи от недвижимого имущества. Переход права собственности состоялся. Без открытия наследственного дела, без шестимесячного срока, необходимого для установления круга наследников. Без единого документа. А вы говорите — бюрократия... Прочие косяки и ляпы сходу обрушиваются зрителю на башку стремительным домкратом. Той же ночью (!) приходит покупатель и предлагает Алексею немедленно отправиться к нотариусу (к дежурному, что ли?) оформлять сделку купли-продажи. Ночью. Без документов на квартиру. Что нотариус будет вносить в реестр: ключи от квартиры, где книжки лежат?
Кстати, о книжках: в них, оказывается, и состоит главный хокус-покус повествования. Поднимите руку, кто знал, что хокус-покус как имитация чуда не имеет ничего общего с оптическим фокусом и происходит от католической мессы hoc est corpus? Средневековые знахари и кашпировские, пытаясь подражать церковному чуду и не понимая латыни, говорили hocus-pocus, симулируя «чудеса». Эта информация для компенсации: в «Библиотекаре», местами замахивающемся на «Код да Винчи», напрочь отсутствует интересные исторические факты. Впечатление, что свою «аутентичную киновселенную» автор придумывал не шесть дней, а намного быстрее и безалаберней. Есть подозрения, что и вовсе стырил. Опять же, пытаюсь привнести интригу хотя бы в рецензию. Потому что в сериале она не наблюдается.
Разумеется, не обошлось без примитивных флешбэков. В одном из которых группа неустановленных лиц по предварительному сговору сражаются с толпой разъярённых бабушек. Старухи вооружены своеобразно: у кого лопата, у кого рубель, у кого дуршлаг. Смертельные разборки между мистическими «читальными залами» почему-то должны проходить без огнестрела! До холодного оружия склеротичные бабки не додумались, посему вынуждены мочить конкурентов исключительно хозтоварами. Ни страха, ни смеха, ни даже недоумения эта сцена не вызывает. Только злорадство: я так и знал.
Оказывается, покойный отец (Андрей Мерзликин) был неким таинственным библиотекарем — хранителем скучных невзрачных книг (самоирония Елизарова?), которые имеют магическое действие. Например, сидя в обезьяннике и листая книжку ярости, главный герой обрёл такую свирепую силу, что разорвал на части весь коллектив опорного пункта. Кстати, не особо рефлексируя по этому поводу.
Провинциальная команда тайных «читателей» объявляет Алексея наследным принцем, то бишь новым библиотекарем, и теперь их общая задача сделать мир лучше и справедливее. При помощи тех самых книг, которые, к примеру, провоцируют расчленёнку. Разумеется, объявляется конкурирующая фирма — «читатели» в кожаных куртках и адидасе с четырьмя полосками. Тоже стремятся завладеть книгами для своих корыстных мерзопакостных целей. Поскольку события происходят в 1999 году, невольно задаёшься вопросом: а что такого зловещего вы придумаете, если всё уже разрушено до вас и украден АвтоВАЗ?
Главный герой ярый противник «совка». Знакомство с ним происходит в ОВИРе в очереди за вожделенной американской визой. Однако позже Алексей без всяких причин переобувается, передумывает эмигрировать и провозглашает самые что ни на есть социалистические лозунги: «Сделаю, чтобы книги служили всему человечеству!» Потом вдруг заявляет, что хочет вытащить людей «из этого говна». Получается, из святых 90-х? Сплошные смысловые нестыковки.
Сложилось впечатление, что перед нами наспех сварганенное подражание успешному сериалу «Вампиры средней полосы». Где и сюжет покрепче, и юмор, и неподражаемый Стоянов, и высококлассная Татьяна Догилева. В «Библиотекаре» вместо Догилевой — Евгения Дмитриева. Хорошая актриса. Играет добросовестно, но всё время проигрывает. Потому что в этом нелогичном капустнике для неё расписана исключительно драматическая роль. А как можно всерьёз играть такую муть? У Догилевой в «Вампирах» — ирония. А в творении продюсеров и примкнувшего к ним Елизарова вообще ни одного забавного персонажа и ни одной уклюжей шутки.
Монтажёры злоупотребляли мельтешащими нарезками коротких кадров. Разве что оператор и актёры отработали хорошо. Ефремов-внук (выражаясь математически — вторая производная) довольно неплох, могло быть и хуже. Но ведь все они не виноваты, что исходный материал такой слабый.
Редкие проблески случались — наподобие трогательной сцены со слезами ребёнка, когда отец уходит из семьи. Но удачные моменты потерялись в потоке бессмыслицы. Зачем продюсеры взялись за такой слабый первоисточник? Экранизировать телефонный справочник и то интереснее. Массовки ненамного больше, но хотя бы арка героя присутствует: вначале это кровожадный Абакумов, к финалу утончённый Ящуров.
Кстати, у сериала двенадцать (!) продюсеров. Как они умудряются не перепутать, кто за что отвечает? И как Бондарчук везде успевает? Прямо Остап Бендер на сеансе одновременной игры. Выбегает из «продюсерской» сериала «Актрисы», забегает в «Библиотекаря», говорит: здесь добавьте слово говно, а здесь тоже песню Тани Булановой. И мчится дальше в «Балет», строго по алфавиту.
Неискушённому зрителю может показаться, что название шедевра подбиралось приблизительно так: «Аптекарь был, Адвокат был, Алхимик, Альтист... Что там на Б? Бандит, Балет... Пусть будет Библиотекарь!» Однако копнём поглубже. «Нью-Йорк. Внутри обычной городской библиотеки скрывается тайный орден, защищающий мир от древних артефактов и магии, способной натворить много бед. Делами заправляет библиотекарь Флинн...» Известен ли авторам «Библиотекаря» американский сериал The Librarians? Не представляется возможным установить. Будем исходить из того, что все события вымышлены непосредственно авторами, а любое скотство — случайно.
Роман Газета для портала Альтерлит
Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги.