Найти в Дзене
Варвара Вещает

Что почитать? Часть 1.

Часть 1. Школьное чтиво.

Пока отвлечемся от насущных проблем и порассуждаем на одну очень интересную тему. Что бы такое детям почитать? А главное, совместить приятное с полезным.

Не секрет, что современным школьникам не особо интересно читать о восстании Пугачева или рисовать в голове сцену разговора князя Болконского с дубом. Но что же делать? Читать ведь надо!

И как только не изворачиваются учителя и родители, чтобы заставить чадо читать то, что ему не нравится.

К сожалению, лишь малый процент детей действительно сейчас любит читать. Причиной тому являются разные факторы. Начиная с отсутствия читательской культуры в семье, заканчивая уж слишком консервативными методиками преподавания.

Как ни крути, а следовать в ногу со временем надо!

Бесспорно, классику читать НУЖНО! И я всеми руками и ногами ЗА! Но как это делать интересно? Немного расскажу о своём опыте.

Если брать школьную литературу, то на своих уроках я всегда использую синтез литературы, русского языка, истории и мировой культуры. Что это значит? Ну просто невозможно изучать литературное произведение без биографии автора. А биография - это история личности. И эта история заключена в определённые культурные рамки. Как можно изучать произведения Гоголя и не знать о самом писателе? А как школьники читают произведение "Тарас Бульба", но при этом понятия не имеют, что такое Запорожская сечь? Вот и приходится проводить на уроках литературы "экскурсии в историю."

Обязательно на уроках смотрим фильмы или мультфильмы по литературным произведениям. Так детям проще визуализировать персонажей. А еще лучше, если в процессе беседы ребята расскажут, совпало ли их видение с режиссёрским.

А почему бы не показать школьникам отрывки опер и балетов по литературным произведениям? Окажется, что литература буквально везде!

И очень часто на своих уроках я выхожу за пределы учебника. Даю для чтения другие произведения тех же авторов, что есть в программе. Это даёт возможность сравнивать творчество писателей на разных этапах их жизни.

Был такой случай. Изучали с ребятами "Муму". Это произведение взрослым не даёт покоя, куда уж детям! Последние так были недовольны концовкой, что решили написать продолжение истории. Естественно, эту идею я поддержала. Через пару недель несут мне тетрадь. От руки написано несколько листов, а ещё и с иллюстрациями! Конечно, попросила прочитать это при всем классе. Да, это был уже не Тургенев... Муму восстала из мертвых и отправилась мстить своим обидчикам. Всем классом посмеялись и даже загрустили от такого продолжения.

Ещё одна альтернативная концовка. (Рисунок в интернете нашла, если что)
Ещё одна альтернативная концовка. (Рисунок в интернете нашла, если что)

И пусть история была немного нелепой, наполненной чем-то мистическим, что выбивается из Тургеневского стиля, но ведь дети сделали это сами! И главное, удовольствием и бешеным энтузиазмом.

Вполне возможно, что многие не согласятся с моими методами. Но думаю, что НУЖНО давать детям читать что-то вне программы. Хотя бы два-три небольших произведения. Это может быть как отечественная, так и зарубежная литература. А потом вместе обсуждать сюжет, героев, делиться впечатлениями.

Бывало, что давала ребятам уже достаточно взрослым почитать небольшое детское произведение. Слог простой да и сюжет банальный. Но уж очень смысл глубокий заложен. И через такие маленькие истории мы пробуем отвечать на самые сложные вопросы. Однажды обсуждали произведение Александра Беляева "Голова профессора Доуэля" и дошли до вопроса "А как изменится медицина через 50 лет?" И знаете, предположения детей порой удивляли.

Кто-то скажет, что это пустая болтовня, надо готовиться к ЕГЭ, а не книжки читать вне программы! Возможно. Но мой небольшой опыт показывает, что детям интереснее читать школьную литературу, когда она связана с другими науками или с жизнью. Когда Пушкин становится таким же человеком, как и они. Когда они верят в себя, когда знают, что их мнение тоже важно.

И очень здорово, если такая работа будет проводиться не только в школах, но и дома. Чтобы летом чтение не ограничивалось рекомендациями учителя. Ведь так здорово, когда ребята на уроках делятся со всеми, какие интересные книги они прочитали. Частенько и я себе записываю названия книг, что прочли мои ученики. Порой, дети знают намного больше 😜

Продолжение следует...