Так уж получилось, что формально заработавший 12 декабря 1966 года, первые автомобиль Москвич-408 собрали даже не на заводе, а в здании НИИ "Прогресс", невольно стал прямым конкурентом МЗМА, переименованного позднее в АЗЛК. И это не смотря на то, что по большому счету оба предприятия выпускали, первоначально, одну и туже продукцию. Однако позднее, в Ижевске появились и собственные наработки, которые зачастую были не хуже московских. Однако сегодня речь пойдет лишь об одной. Сегодня я расскажу о двух автомобилях которые так же боролись на рынке. Хотя о какой конкуренции можно говорить при плановом хозяйстве. И тем не менее.
Как создать малотоннажный грузовой автомобиль не имея опыта? Практически невозможно. Однако, на МЗМА в некотором роде повезло. Ведь в 1946 году в конструкторско-экспериментальном бюро по кузовам в саксонском городе Щварценберг в Германии были созданы первые образцы универсала имевшего металлическую крышу и деревянные боковины. Это был еще не Москвич, а Opel Kadett.
В Москве использовали эту идею. И в скором времени должны были появиться универсал 400-421 и фургон 400-422. Увы, мощностей предприятия не хватило и грузопассажирская версия до массового производства так и не дошла. А вот грузовичок 422-й начали выпускать серийно в 1948 году.
Машины второго поколения 430 и 432 имели уже герметичный цельнометаллический кузов. Правда вот по бокам у 430-го угадывались двери, которые конечно же не имели ни ручек, ни замков, ни петель. Кузов получился довольно прочным, правда вот весил автомобиль много больше того же универсала. Однако в 432 боковины стали цельноштампованными.
Зато при создании машины новой формации инженеры сразу занялись проектированием седана 408, универсала 426 и фургона 433. Малотоннажник получился настолько удачным, и фактически стал основой для всех грузовых модификаций. В отличие от универсала он имел более низкий пол. Двери были двух типов, одностворчатые и двухстворчатые. Правда вот цельная дверь появилась только в 1972 году, она оснащалась стеклом. Когда в Москве приступили к сборке Москвича-412, то появился и фургон на его базе. Забавно, но обе машины, прошлого и нового поколения так же как и седаны мирно сосуществовали на конвейере.
Но вот к 1976 году был представлен Москвич-2140, которые помимо нового индекса поучил и новую внешность. А так же дисковые передние тормоза изготовленные по лицензии компании Girling. Да, что там говорить у фургон, как и седан оснастили первой в истории автомобилестроения СССР аварийной сигнализацией. Но самое главное, что все модели семейства получили радиальные шины М-154.
Казалось бы перспектив у грузовичка много. Но вот беда, пытаясь всеми силами задушить частное предпринимательство ровно за один год до появление модели Москвич-2734, выходит приказ ГАИ СССР который жестко регламентирует автомобили по типам. И тут же все малотоннажные машины попадают под строй запрет. Частное лицо не могло купить и тем более поставить на учет такую технику, причем даже списанную.
И вот мы снова в Ижевске. где несколькими годами ранее освоили свой собственный грузовой автомобиль ИЖ-2715. С одной стороны "каблук" имел большую грузоподъемность. Но с другой Москвичи семейства 434/2734 имели большую жесткость кузова, обтекаемые формы, что не могу сказаться на аэродинамике и расходе топлива. Даже с технической стороны ижевская разработка уступала московской. Смотрите сами москвичи комплектовались более скоростными шинами М-150, в то время как ИЖы М-100. Максимальная скорость не должна была превышать 60 км/ч. Так, по крайней мере рекомендовал производитель. Отделка салона "каблучка" была от модели 412, в то время как 2734 щеголял более современной и эргономично приборной и сидениями от 2140. Тормоза у 2715 были барабанными. К тому же сам кузов не мог похвастать герметичностью. Двухстворчатые двери постоянно, даже на относительно ровном покрытии, "играли". Про отвратительную обзорность и безобразно работающую печку я говорить не буду. Но вот, удивительное дело, объем грузового отсека был гораздо больше.И именно этой машине отдавали предпочтение руководители автохозяйств. И на АЗЛК приняли решение сосредоточится на производстве универсалов, а фургоны отодвинули даже не на вторую, а на третью позицию.
После начала перестройки и бурного развития кооперативного движения потребность именно в небольших фургонах резко возросла. Казалось бы вот и флаг в руки АЗЛК. Однако финансировался завод по остаточному принципу и у московского предприятия просо не было средств и линию по сборке грузовиков было решено демонтировать. И в принципе очень востребованная машина ушла в небытие. По некоторым данным тираж Москвич-2134 едва дотянул до 4000 экземпляров.
А на АЗЛК появилась новая переднеприводная модель 2141. Удивительно, годы наработок, отладка конструкции и главное огромные средства были просто выброшены в помойное ведро. А будь завод самостоятельным и независящим от государства, глядишь и банкротить его в конечном итоге не пришлось бы.