Дополнение к выпуску «Как посетить Ораниенбаум и Кронштадт за 1 день с минимумом ходьбы, часть 1: Ораниенбаум»
В этом выпуске:
☐ Стеклярусный кабинет
☐ Магия Ринальди
☐ Несколько моих приключений
• Посол, трактор, утки
• И я из Англии
• Дворцы «в нагрузку»
Стеклярусный кабинет
В предыдущем рассказе в части о Китайском дворце я остановилась на том, что академик Грабарь назвал дворец «подлинным чудом полного чудес восемнадцатого века». Вот, а одну из комнат можно назвать, перефразировав, «подлинным чудом полного чудес Китайского дворца». Это Стеклярусный кабинет. Ведь и в самом деле чудо! Его стены сделаны из вышивки!.. Сказочно, переливчато светится необыкновенный фон из стекляруса, а на нём красуются вышитые шёлковой синелью птицы, сады, беседки, целый фантастический мир безоблачного согласия и блаженства.
Сравним с типографской открыткой, которую я приобрела при посещении Китайского дворца ещё в 1990-х, оцифровала и разместила на одном из первых своих сайтов. В те годы допустимый размер картинок для Интернета был совсем маленьким, пришлось уменьшить разрешение. Но сам образ воздушного, парящего райского сада на открытке вернее и грациознее. Красота Стеклярусного кабинета чуть ирреальна, как между сном и явью, полна отблесков чего-то неуловимого на грани света и тени. А мои фотографии тяжеловаты, слишком отчётливы, нет тающей дымки. И в цвета не попали. На моих излишек синего, а на открытке — жёлтого. :)
Как были изготовлены эти роскошные панно?! На экскурсиях и в Интернете рассказывают, что «молочный» стеклярус делали на Усть-Рудицкой фабрике, находящейся неподалёку, и чуть ли не по рецептам Михаила Васильевича Ломоносова, который и основал эту фабрику. (После его кончины выпуск бисера, стекляруса и смальты постепенно прекратился, фабрика закрылась. Россия стала покупать бисер и стеклярус, как легко догадаться, за рубежом. Что значит один энтузиаст!.. Респект ему великий.) Какое количество трубочек понадобилось для Стеклярусного кабинета, трудно сказать, я встречала цифру — около 2 миллионов штук. О__О
Трубочки сначала нанизывались на льняные нити. Низки пришивались к холсту («вприкреп», то есть через каждую стеклянную трубочку). Холсты закреплялись гвоздями (?) на подрамниках, а подрамники — на стенах. И, наконец, обрамлялись деревянными резными золочёными рамами. Но не представляю, как возможно сочетать вышивание таких прихотливых сложных форм с «настилом» фона из твёрдых стеклянных трубочек! Длина трубочек не везде одинакова — должно быть, её подгоняли, чтобы безупречно заполнить изгибы. Встречала информацию, неофициальную, будто бы мастерицы сами пальцами отламывали кусочки нужной длины. Может, легенда, но которая воздаёт должное мастерству и трудолюбию. Ведь панно Стеклярусного кабинета образуют собою целые стены! 49 (41?) квадратных метров такой красоты!
Синель… я встречала определение «шёлковые бархатные нитки». Когда-то видела и трогала сама — невероятно пушистый и нежный ворс, он сиял глубиной своей матовости, как и подобает бархату, а осыпался под пальцами почти как одуванчик. Да и сама основа нитки легко «распадалась» на короткие клочки. Синель, которою вышивались эти панно, несомненно была лучшего качества, но бархатное сияние и пушистость ворса, наверное, постепенно утратились. Видно, что сейчас вышивки не ворсистые, скорее плоские. А ворсинки ведь были длинные, ещё и колыхались, «дышали», добавляя отсветов!.. Но даже в нынешнем состоянии вышивки несказанно красивы, а богатство оттенков не поддаётся описанию.
В Интернете есть истории реставраций этих панно. Мне удалось побывать на выставке восстановленных панно в Эрмитаже зимой 2010/11 года. Отмечу маленькую подробность, она показывает, как поразительно важен в произведениях Ринальди синтез искусств, как на самом деле нельзя ничего выхватить из общего целого. А именно: на этой выставке панно были установлены впритык, без рам. И — терялась бОльшая доля впечатления!..
Понимаю, что незачем было тревожить рамы перевозкой из Ораниенбаума, но неужели Эрмитаж не мог выделить более просторное помещение, чтобы установить панно враздвижку, с промежутками…
Листайте галерею стекляруса. Автор рисунков для панно — итальянец Серафино Бароцци. Вышивку выполнила группа русских мастериц под руководством француженки, которую, представьте, нелёгкая актёрская (!) стезя привела в Россию, «к медведям». Сколько восхитительного авантюризма в судьбах людей екатерининского века!
Зеркало Стеклярусного кабинета (два фото), листайте.
Консоль.
Кроме этой совершенно уникальной консоли, в Стеклярусном кабинете стоят два столика попроще (если можно так сказать)). То есть не изукрашенные так богато самоцветами. Столешницы всех трёх выложены смальтой, тоже из Усть-Рудицы. Реставрация этих трёх столиков заняла десять лет. Смальта — материал слегка прозрачный и отражающий. Из подобной же смальты был изначально сделан пол Стеклярусного кабинета.
Даже по фото можно догадаться, какие разнообразные отражения света, цвета и блеска добавлял Кабинету пол из смальты. К примеру, прелестные золочёные шарики на концах ножек стульев отражаются даже в деревянном паркете, каково же это было в смальте!.. Это ещё одна «микровселенная красоты» в целостной красоте Кабинета. Давайте вернёмся к оцифрованной открытке и представим пол из смальты… прибавим колеблющийся свет свечей, шелест и блеск затейливых пышных нарядов и сверкание крупных драгоценных камней на дамах и кавалерах XVIII века…
Мозаичный пол пришлось через несколько лет (или десятков лет?) заменить деревянным паркетом того же узора, так как смальта испортилась. Постройка ведь летняя, увеселительная, не жилая — так, сарай на даче. ;) Без фундамента и отопления. А лежал на сырой петербургской земле. Кстати, в 2010-х годах в ходе последней реставрации, как сообщали в Интернете, удалось создать защиту от сырости. Но пол из смальты, как ни жаль, остался в далёкой от нашего времени юности Китайского дворца.
- - -
Магия Ринальди
Кто-то из писателей (скорее всего Марк Твен, и не о Китайском дворце, а вообще) сказал, что самая большая ошибка — видеть мир таким, каков он есть, а не таким, каким он должен быть. Выходя от Ринальди в реальное «обычное» пространство, я каждый раз удивлялась, как оно неожиданно красиво и любо душе. Как, после умопомрачительных стеклярусных вышивок, после уникальных паркетов? Да, да! Каждая «обыкновенная» под ногами травинка, песчинка становилась для меня «открытием мира», глаз не оторвать, шагу не сделать, не налюбоваться… а деревья, небо, люди!.. Никакой другой художник не дарил мне подобных событий внутренней жизни. Ринальди каждый раз возрождает во мне такое взахлёб-свежее видение окружающего мира, словно я родилась вчера! И у него не снобистская красота «башни из слоновой кости». Казалось бы, он эстет, гедонист и безнадёжно утончённый ценитель изысканностей, а при всём при том — удивительно демократичен. В его искусстве сплетаются в одно целое идеальная красота и простой, реальный мир, и каждый выражает себя через другого. Загадка, как!..
Покажу стихотворение, которое написала в гостевые книги Китайского и Катальной горки в 1996 году, тогда же опубликовала на одной из первых своих веб-страниц, а потом и на Стихи.Ру. Может, в нём есть невольные «красотизмы» — улыбнёмся :) но смысл, который стремилась раскрыть, — серьёзный и не приукрашенный.
В царстве Ринальди
Переливами стекляруса
Пыльное омыть лицо —
И поплыть под штофным парусом,
Под плафоновым венцом!
Пенно-гладкими паркетами
Заскользить где самый край —
Где иллюзиями светлыми
Говорит с Землёю Рай.
Лепкой белой и фарфоровой
Память плавно закружить,
Драгоценными узорами
Быль, как сказку, перевить.
Здесь живёт Ненастоящее,
Здесь Несбыточность сбылась,
Идеала ложь манящая
С бликом Истины слилась.
Здесь Согласья и Гармонии
Веет тонкий фимиам,
Здесь ты — Бог, и нет ни боли, ни
Воли вещим чёрным снам.
Явь, как грёза. Не смирение,
Но изысканность души:
Артистичность мирозрения,
Благодатный способ жить!..
Дай мне бог, когда до крайности
Обесцветит жизни груз,
Утончённой беспечальности
Вспомнить розоватый вкус.
- - -
О красоте дворца со стороны пруда мы теперь судить не можем. Замысел Ринальди разрушен переделкой XIX века. Прагматичные хозяева не пощадили, им нужно было приспособить дворец под жильё. Попробуем хотя бы представить себе первоначальное изящество и гармонию с природой — «отсечём лишнее» с фотографии. :) Лёгкая одноэтажная постройка с возвышением в центре и открытой, не застеклённой галереей… и без труб, усеявших крышу…
А вот Павильон Катальной горки сохранил первоначальный облик, созданный Ринальди. Отдельную фотографию Павильона (делала их много) надеюсь найти в своём фотоархиве. Но и селфи здесь в тему.
…Люблю эти постройки Ринальди без памяти! Много раз и на протяжении многих лет приезжала специально «в гости к Ринальди». Удавалось даже поселиться на неделю-другую буквально через дорогу от Китайского дворца! — в бывшем Фрейлинском корпусе долгое время работала общедоступная база отдыха; вместо неё теперь какое-то закрытое заведение. Последняя моя поездка в Ораниенбаум была в августе 2021 года. В тот период, плюс-минус, Китайский дворец поэтапно открывался после очередной реставрации, почти в завершение её уже стоял открытым Большой зал в Китайском, а Павильон Катальной горки всё ещё реставрировался. Сейчас, в 2023 году, с радостью увидела на сайте, что Павильон Катальной горки открыт, хотя бы даже с этими омрачающими вид ограждениями в залах.
Несколько моих приключений
• Посол, трактор, утки
Однажды так совпало, что приехала на базу отдыха во вторник накануне визита в Ораниенбаум английского посла. 🇬🇧 Во вторник Китайский дворец был выходной (я специально приехала в этот день, чтобы завтра прямо с утра, лишь перейдя дорогу, очутиться там в свежих, отдохнувших залах). В парке вокруг дворца кипела работа, в которой участвовали волонтёры ВООПиК (Всероссийского общества охраны памятников природы и культуры); и я с полным счастьем присоединилась, чтобы поработать во благо Ринальди. Мы граблями выгребали и складывали в большие кучи (для вывоза трактором) скошенную траву, полевые цветы и всё-всё, чем заросли газоны. Их спешно выкашивали специальной машиной вдоль подходов к Китайскому дворцу, подальше не заезжали — времени не было. Так трава была ростом мне и по колено, и выше! Это в «регулярном парке»!.. Вот какие проблемы были в те годы с поддержкой уникального парка в достойном состоянии. Тогда Ораниенбаум ещё не был присоединён к Петергофу. Потом зато цены для посетителей взлетели, а пенсионеров почти полностью исключили из льготных категорий посетителей. Да, и выходной Китайского дворца перенесли на понедельник.
…Назавтра посол действительно прибыл, в его честь даже дали вечером фейерверк на пруду около дворца. 🌟 Фейерверк был забавный, потешный, с какими-то колёсами и вращающимися лопастями… совсем непохожий на наши современные салюты. И очень громкий! Распугал всех уток. Немудрено: такие церемонии устраивались довольно редко, утки уже хорошо забыли предыдущую. А мне вот достался эксклюзив. (Этот случай пересказываю, почти цитирую, по тем же своим мемуарам).
• И я из Англии
Занимаясь дизайном поздравлений, однажды делала наградные дипломы для конкурса, устроенного любительским детским музыкальным театром. Принтер мой умел печатать «золотыми», «серебряными» и цветными металлизированными красками. С головой увлекшись печатью своих раззолоченных эскизов, я никак не могла выбрать подходящий по дизайну. Затык, стопор. Извела много дорогой краски, а всё ещё пребываю «на нуле».
…Вдруг, схватив в сумку всю стопку своих эскизов, «сама не зная как», ну словно во сне, но поняв, что только Ринальди может помочь, — выхожу из дома, еду на Ленинградский вокзал, покупаю билет в Петербург… (ведь как нарочно, и билет в кассе нашёлся, в те годы [1990-е] такая удача не на каждом шагу поджидала). И вот я уже «у Ринальди». Но там, представьте, объявление, что сегодня всё закрыто — во дворце снимают кино! Вот именно сегодня!
…Не сдаюсь. Пошла к экскурсоводам. Знала, что они меня помнят, потому что бываю регулярно и всегда «развожу сырость» (слёзы счастья сами капают, стоит мне переступить порог этого Рая на Земле). Выкладываю перед ними свою стопку и беззастенчиво громко провозглашаю: «Спасите! Сколько эскизов сделала, а не могу сдвинуться, пока снова не увижу, как работает гений!» Отвечают: «Да, мы Вас помним, и стихи Ваши помним, и рады бы пропустить, но не можем. Сегодня даже директор Исторического музея из Москвы не смогла пройти. Очень строгий запрет всем». Пауза. «А-а, хотя… ведь как раз сейчас через несколько минут (!) у нас пойдёт группа! Единственная сегодня. Для них сделали исключение только потому, что они приехали из Англии! [О, снова Англия. 🇬🇧 ] Одну Вас пропустить никак не можем, но присоединяйтесь к ним, ведь это всё-таки вариант? Сделайте вид, что Вы тоже из Англии.» — «Да, присоединюсь, конечно… Но сделает ли вид моё платье?» — «Ай, была не была!».
…Во время этой исключительной экскурсии сопровождающий группы стал на меня поглядывать с подозрением. Нарастающим. ;) Стал спрашивать, кто я и почему. А я даже не знаю, на каком языке попытаться ответить, я же вроде из Англии? Или не из Англии?! Экскурсовод поспешила на помощь: «Эту даму присоединили к вашей группе по личному распоряжению директора музея. Она пройдет с вами только по дворцу, дальше вы продолжите свой путь без неё». Он успокоился.
…Неимоверно благодарна экскурсоводам, которые так отчаянно рискнули ради постороннего им посетителя, пусть и чрезвычайно любящего Ринальди! И как сочувственно они понимали, что пройти с группой — это не то, что в одиночку! Хотя всё-таки вариант. :)
Вернулась в Москву со своей стопкой и — сразу же — смогла выбрать. Попросту все забраковала и сделала другой дизайн. Ринальди излечил мой затык.
• Дворцы «в нагрузку»
И совсем уже невероятную ситуацию застала в самое раннее из моих поселений на базе отдыха (в начале 2000-х). Хотите верьте, хотите нет, было именно так. Каждому прибывшему вручались: ключ от комнаты, неуклюжая электрическая плитка с простым чайником (место отдалённое от всех магазинов города, там даже и сейчас с питанием негусто, а зато электроэнергия была дешёвая — электростанция рядом) и… стопка талонов с печатями на бесплатное посещение, поимённо, каждого из трёх работавших в те годы музейных объектов: Дворец Петра Третьего, Китайский дворец и Павильон Катальной горки. По количеству дней пребывания на базе отдыха! Да-да, три бесплатных талона на вход в три неимоверные сокровищницы, и так по три штуки в руки на каждый день пребывания. Дескать, что ж вы такие, хоть разок сходите гляньте, вы не пожалеете!
- - -
Далее по этому маршруту Тележки не будет настолько личных трепетных воспоминаний. Ринальди — особенная любовь всей моей жизни.
Пусть ваши поездки приносят вам такие же бесценные моменты.
Спасибо за внимание.
©Лера Сейгина, 1950-е -- 2023
(Она же Тележка-тревел и разные другие. Многовато никнеймов, все мои. А Элеонора Лукина — это мои паспортные имя и фамилия).
14 августа 2023, Москва
Начало Часть 1 — Ораниенбаум
Окончание Часть 2 — Кронштадт
Ссылки на материалы других авторов:
Ссылка 1. Подробнейшее, самое подробное из всех виденных мною видео о Китайском дворце: https://dzen.ru/video/watch/64e3bc3ee6c100299afe743d
Ссылка 2. Павильон Катальной горки с превосходно подобранными фотографиями: https://dzen.ru/a/ZFTjfypWsHyEYy9w
Ссылка 3. Прекрасные фотографии Стеклярусного кабинета от эксперта по вышивке: julie-pr.ru/2021/09/10/steklyarusny-kabinet/
28 августа 2023, Москва