Трое заключенных стояли перед смотровой вышкой в ожидании наказания за невыполнение рабочей нормы. На самой вышке грозно возвышался старший надзиратель Кузьма Парсюк и его новый заместитель Парамонов.
-Бандиты это не люди, а черви. Понимаешь Парамонов? Черви! И давить их нужно со всей ненавистью, -сказал Парсюк и смачно плюнул на головы заключенных. -Этих скотов нужно держать в постоянном страхе, чтобы даже головы поднять боялись. Смотри и учись!
Внезапно Парсюк вытащил из кармана горсть патронов и швырнул их поближе к забору.
-Заключенный 7590! Быстро собрал патроны! - крикнул он бывшему фронтовику-разведчику Борису Бродскому.
Тот нерешительно приблизился к забору и опустился на корточки, чтобы подобрать патроны.
В этот момент Парсюк со злорадной ухмылкой выхватил из кобуры наган и дважды выстрелил в заключенного. Тот рухнул как подкошенный. Парамонов буквально оцепенел от такого поступка старшего надзирателя.
А Кузьма, как ни в чем не бывало, крикнул вниз: - Чего застыли, твари? Уберите эту падаль с плаца.
Товарищи тут же бросились к Бродскому. Его фронтовой друг Капитон Кузнецов сорвал с себя телогрейку и подложил тому под голову.
-Борька, держись. Мы с тобой, мы рядом. Дотянем до лазарета.
В это время на вышке Парсюк протянул пистолет Парамонову:
- Твоя очередь. Можешь пальнуть в любого. Они все находятся в непосредственной близости около заграждения. А это приравнивается к попытке к побегу.
Парамонов даже попятился назад: - Нет, я так не могу. Просто так. В человека.
- Ты отказываешься выполнять приказ?! Это враги советской власти, которых нужно истреблять. А может, ты сам против власти? - лицо Парсюка скривилось от гнева, и Парамонову ничего не оставалось, как выстрелить в заключенных.
Но пуля прошла намного выше голов.
-Эх ты, мазила! - весело заржал Парсюк, отбирая пистолет у заместителя. Ему и в голову не пришло, что Парамонов промахнулся специально, не желая участвовать в беспределе.
_______________________
В 1954 году в одном из лагерей власть была свергнута на целых 40 дней. Произошло это в лагере особого режима близ поселка Кенгир, что в Казахской ССР. Событие, которое вошло в историю как Кенгирское восстание, до сих пор остается одной из самых страшных и героических легенд лагерной СССР.
Расстрелы заключенных в Кенгирском лагпункте были обычным явлением. За расстрел беглецов полагались премии и отпуска. И надзиратели вовсю пользовались этим.
В лагере содержалось более 4000 человек. В большинстве политические. Основной контингент - фронтовики, военнопленные.
__________________
У Бродского было прострелено легкое, и все понимали, что жить ему оставалось от силы пару часов. Никакой медицинской помощи ему не оказали.
Бывший майор Советской Армии Кузнецов от бессилия сжимал кулаки и с болью смотрел на агонию друга. Борис Бродский и Капитон Кузнецов во время войны служили в разведке в одном полку. Оба дошли до Варшавы.
Именно там случилось событие, в корне изменившее их жизнь. Бродский и Кузнецов стали невольными свидетелями махинаций с трофеями штабных интендантов. Офицеры подняли шум, за что и поплатились. Неожиданно для всех их самих обвинили в измене Родине, и военный трибунал приговорил обоих к 15 годам лагерей.
Умирающий Бродский смотрел в чистое небо и шептал: -Видишь Капитон, как получилось. Мы с тобой фрица до самого логова гнали, а нас же теперь за это отстреливают, как мух. А этот Парсюк, он же хуже фашиста.
Глаза Бродского вспыхнули злыми огоньками. Он поманил к себе Кузнецова и разжал кулак, в котором лежал залитый кровью патрон. Тот самый, который он подобрал по приказу старшего надзирателя.
-Отомсти за меня. И спаси остальных. Верни этот патрон гниде Парсюку от меня. Я в тебя верю, друг.
С этими словами майор Бродский скончался.
В 1953 году с офицеров МВД сняли вторую зарплату за звездочки. То есть они стали получать один оклад с небольшими надбавками за стаж. Это был большой удар по карману. Еще больше по-будущему.
После свержения Берии все охранное ведомство попало в опалу, и необходимо было снова доказывать свою преданность. Те мятежи, которые казались охранникам угрозой, теперь стали спасением. Руководство ГУЛАГа распространило негласные директивы лагерным администрациям. Уменьшить пайки, увеличить производственные нормы, сделать условия пребывания в лагерях невыносимыми. Были созданы все предпосылки для недовольства многомиллионной армии заключенных.
Но в какую реку крови они могли вылиться, в лагере даже не предполагали. Администрация Кенгирского лагеря лютовала особенно рьяно, увеличив выработки грунта до 8 тонн в день каждому заключенному. Работали вручную, используя кирки, топоры, тачки.
На следующее после смерти Бродского утро заключенные вышли на развод. Но в строй не встали. Бывшие фронтовики все как один присели на корточки.
-А ну встать! - закричал один из конвоиров и выстрелил в воздух.
Никто не шелохнулся. Тут он подбежал к одному заключенному и с размаху ударил сапогом в лицо. Озверевший конвоир был готов выпустить весь магазин, но этому помешал Парамонов, выполняющий обязанности старшего надзирателя. Парсюк с утра уехал в райцентр. Он обвел толпу грозным взглядом.
-Это что, саботаж?
-Саботаж, начальник. Мы требуем судить Парсюка и всех гадов, которые расстреливают невинных.
Парамонов пытался вразумить заключенных. - Вы что, не понимаете, что я имею полное право дать приказ на поражение?
-Мы смерти не боимся. Всех не убьете. Хотя бы одного из вас сумеем разорвать, - медленно проговорил Кузнецов.
Конвоиры, не ожидавшие такого отпора, застыли на месте. Парамонов даже боялся представить, какая могла начаться бойня, будь на его месте Парсюк.
-Отставить стрельбу! Всех в барак усиленного режима. На голодный паек.
__________________
Через 2 дня в лагере произошло новое событие, всколыхнувшее зону. По соседству с мужским находилась женская зона, где содержали около 3000 женщин. Среди заключенных иногда случались романы, но карались они строго.
Именно в такой момент, когда заключенные женщина и мужчина переговаривались через забор, тишину разрезал выстрел. На глазах у мужчины женщина опустилась на колени и упала набок с улыбкой, как и мгновенье назад.
Гнев застил глаза заключенного, и он бросился с лопатой на конвоира, зная, что его ждет смерть. Весть о том, что мужчину и женщину убили только за то, что они переговаривались во время работы, привело в бешенство и женский, и мужской лагпункты.
В некоторых бараках объявили забастовку, но вооруженная охрана подавила бунт. Зачинщиков мятежа поместили в карцер.
В администрации лагеря понимали, что перегнули палку, и ситуация в любой момент могла выйти из-под контроля.
Поэтому с новым этапом в зону прибыл так называемый здоровый контингент. 500 уголовников-отморозков. Во время сучьей войны такие банды головорезов кидали из зоны в зону для расправы с Сопротивлением.
Парсюк выпросил у руководства ГУЛАГа банду Чиряка. Группа прошла уже Воркуту, СибЛАГ, Норильск, АнгарЛАГ и другие зоны Севера и Востока. В банде было меньше 30 активистов, но они имели неограниченные права, которыми их наделили. Их называли “шерстяными”. Эта категория была самой страшной.
Шерстяные - заключенные, осуществляющие “беспредел” по указанию администрации тюрьмы.
Чирь Нарывистый. Так Андрея Чиряка называли за глаза.
-Чирюшка не одну зону перелопатил. Твой курорт степной за вечер переделаем. Только вот незадача. Я тебе услугу, а ты мне что?
-Через забор женская зона. Скажу охране закрывать глаза, когда бегать туда начнете.
___________________________
-Не к добру нас выпустили, - заметил Кузнецов. - Парсюк ничего просто так не делает. Очередную подлянку приготовили.
Бывший разведчик не ошибся. Из-за барака на бунтарей надвигалась угрожающая толпа во главе с Чиряком.
-Але че зенки пялим? -начал Чиряк с обычной распальцовкой.
Вдруг из-за плеча Кузнецова вышел тихий паренек и неожиданно выдал такую тираду на фене, что Чиряк опешил. - Заткни фонтан, демонюкa. Ты здесь никто, и фамилия твоя никак. И не корчи из себя, сукa продажная.
-Ты кого сукoй назвал? -Чиряк выхватил заточку и приготовился к удару. Но в этот момент Кузнецов вырубил его отточенным ударом в кадык и прикрылся как щитом.
-Мы не хотим войны с вами. Нам есть с кем воевать. И не мешайте нам.
После чего Кузнецов оттолкнул от себя Чиряка, и политические покинули место несостоявшейся бойни. Отморозки смотрели им вслед, крепко задумавшись о собственных шкурах.
Чиряк тихо сказал: - Похоже, эти задохлики пойдут до конца. Пока пляшем под их дудку.
______________________
Утром 15 мая 1954 года в Кенгире вспыхнуло восстание. Когда был дан сигнал к утреннему разводу, двери бараков распахнулись, и оттуда повалила толпа, сметая на пути конвоиров. Впереди люди несли столы и прикрывались ими, как щитами. Блатные объединились с политическими и двинулись прямо на вышку.
-У нас заложники. Начнете стрельбу, получите их тела.
В заложниках оказались все внутренние работники лагеря.
И началось восстание. 1000 людей стали выносить лавки, столы, возводить баррикады. В восстании участвовали даже самые робкие и подавленные лагерным режимом заключенные.
Парсюк понял, что такую ораву ему не сдержать, и решил бежать. От греха подальше.
Но путь ему преградил Капитон Кузнецов. Он с размаху ударил кулаком надзирателя и выхватил у того из рук пистолет: -Ну что, добегался? Пришло время вернуть должок моего друга, которого ты убил из этого самого нагана.
Кузнецов достал из кармана окровавленный патрон и загнал его в барабан. Парсюк все понял.
Переступив через тело Парсюка, Кузнецов зашагал в сторону лагпункта.
К вечеру были захвачены хоздвор с кузницей, мастерские, склады продовольствия. Мятежники выставили свою охрану по периметру лагеря, укрепили баррикады.
По указанию начальника управления Карагандинской области огонь был прекращен. На освобожденной территории было организовано самоуправление. На общем митинге избрали комиссию, которая должна была поддерживать порядок и дисциплину. Главой свободной комиссии избрали Капитона Кузнецова. На вышку водрузили красный флаг с черной каймой - знак траура по убитым.
Переговоры с повстанцами вел Парамонов. Кузнецов передал им требования заключенных: Приезд члена Президиума ЦК КПСС; Улучшение условий жизни и труда; Пересмотр дел об измене Родине; Суд над виновными в массовых расстрелах заключенных.
Несмотря на опьянение свободой, комиссия сумела навести в лагере порядок и дисциплину.
Было строжайше запрещено любое насилие и даже оскорбление в адрес женщин. Даже отморозки Чиряка притихли. Вечером искали приключений на женской половине, но исключительно по любви и обоюдному согласию.
Вскоре на переговоры приехала комиссия из Москвы во главе с заместителем министра внутренних дел. Чиновник пообещал разобраться, но при одном условии: заключенные завтра же должны выйти на работы. Мятежники ответили отказом.
Переговоры зашли в тупик.
Всего за пару часов один из заключенных соорудил радиостанцию. -Весь мир должен узнать о том, что Кенгирская зона свободна!
22 июня 1954 года заработал радиопередатчик, и повстанцы вышли в эфир. Из воззвания: Кенгир освобожден! Тысячи невинных мужчин и женщин обращаются за помощью, чтобы к нам приехал член Президиума ЦК КПСС или секретарь ЦК КПСС.
Именно это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения властей.
40 дней свободы были слишком большим вызовом.
Вместо члена Президиума в Кенгир перебросили танковую дивизию, которая и подавила бунт на рассвете 25 июня 1954 года. Гусеницами сравняв Кенгирский лагерный пункт с землей.
В бойне погибло 450 женщин и 600 мужчин. Включая организаторов самого громкого в СССР восстания заключенных.
(Статья написана на основе реальных событий. Некоторые исторические факты и фамилии могут быть искажены).