Найти тему
АиФ – Урал

Полтора метра жизни. Как на Урале учат тактической медицине

   Полтора метра жизни.
Полтора метра жизни.

Когда в нашей стране началась СВО, а вслед за тем была объявлена частичная мобилизация, в аптеках резко увеличился спрос на жгуты и медицинские турникеты. И, в отличие от эпизодического лавинообразного роста спроса на гречку, здесь ситуация имеет под собой вполне вескую основу. По сути дела, жгут (или турникет) – это основа первой помощи в условиях современного боя: полутораметровая (максимальная длина жгута) линия, которая разделяет жизнь и смерть. Подробности в материале на ural.aif.ru.

«Мертвый спасатель ещё никого не спас»

Эту фразу несколько раз за занятие повторили инструкторы школы выживания и тактической медицины «Спасти жизнь». Полный курс тактической медицины состоит из двух дней, и на полигоне придётся интенсивно работать девять-десять часов, но нам, журналистам, показали усечëнный курс – основу основ.

Суть тактической медицины – остановить кровотечение у раненого товарища и вынести его из-под огня для последующей передачи медикам. Но на словах, как всегда, всë проще, чем на деле.

   Александра, позывной «Серкет» Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
Александра, позывной «Серкет» Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Во-первых, время. С момента получения ранения у человека есть не более 30 секунд, для того чтобы остановить кровотечение до потери сознания. В идеале – 18, но это даже профессионалам не всегда удаётся. Во-вторых, в случае с тактической медициной подразумевается, что пострадавший, скорее всего, находится под вражеским огнем. То есть он не может встать во весь рост и спокойно наложить себе жгут. Равно как и тот, кто хочет его спасти, не может свободно подойти к нему и совершить необходимые действия.

При спасении раненого в условиях боя пространство делится на три условных зоны: красная, жёлтая и зелёная. Красная – простреливаемое противником пространство. В этой зоне спасение раненого – дело рук самого раненого. Товарищи могут попытаться его вытащить – кинуть веревку или поставить дымовую завесу, чтобы под её прикрытием оттащить пострадавшего в укрытие. Но сделать это за 30 секунд едва ли возможно, так что жгут, скорее всего, придётся накладывать себе самому. Огромный процент безвозвратных потерь в зоне СВО составили как раз те, кто не смог вовремя остановить у себя кровотечение.

Тонкие белые линии

По словам анестезиолога-реаниматолога Александра Савицкого, жгутов у бойца должно быть несколько. Хотя бы четыре – на каждую конечность. И размещать жгуты надо так, чтобы они находились рядом с конечностями и из любого положения сам боец или тот, кто придёт ему на помощь, могли быстро извлечь их и наложить. При этом помним, что накладывать жгут, скорее всего, придëтся лежа под вражеским огнем. И что запасной жгут может спасти жизнь кому-то из товарищей.

   И да, на шею жгут накладывать тоже учат Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
И да, на шею жгут накладывать тоже учат Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Накладывается жгут как можно выше – ближе к тазу, если это ноги, или к надплечью, если руки. Руки жгутуются довольно просто – один край придерживается зубами, второй наматывается и завязывается на два узла. С ногами сложнее – надо лежа лицом в землю подтянуть к себе раненую ногу, при этом желательно вытряхнув всë из брючных карманов и расправив штанину, иначе жгут не будет плотно прилегать к ноге и резко потеряет в эффективности. После этого следует записать время, когда жгут был наложен, – прямо на теле раненого, на видном месте. На память полагаться не стоит – раненый в любой момент может потерять сознание. Писать на самом жгуте тоже не стоит – не исключено, что при реальном ранении его зальëт кровью.

   Чем меньше вещей в карманах - тем легче жгут наложить на ногу Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
Чем меньше вещей в карманах - тем легче жгут наложить на ногу Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Максимум через час жгут надо снять, иначе начнётся омертвение тканей и резко возрастëт риск потери конечности. Но принимать это решение желательно уже квалифицированному медику, ведь возобновившееся кровотечение может убить раненого.

Жёлтая зона

Про зелëную зону говорить не стоит – это безопасное место, где нет обстрела. Главное, что про неё нужно знать: в современной войне зелёная зона может мгновенно превратиться в красную. Или в жёлтую.

Жёлтой считается зона, которая обеспечивает на поле боя какое-то укрытие. Удалось затащить раненого в окоп – вы в жёлтой зоне. Здесь можно, например, сменить жгут на турникет. Это, по сути, продвинутая версия жгута, имеющая ручку для затягивания и ослабления. Некоторые специалисты говорят, что вместо жгута можно сразу использовать турникет и снизить риск потери конечности. Другие отмечают, что турникет сложнее в наложении, чем жгут, и требует использования мелкой моторики, которая часто отключается у человека при ранении. Поэтому оптимальная ситуация выглядит так: в красной зоне – жгут, в жёлтой – его замена на турникет. И тампонада.

   Турникет в рабочем положении Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
Турникет в рабочем положении Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Сразу стоит подчеркнуть: тампонада раны – это серьёзное мероприятие, которое в мирной жизни разрешено делать только специально обученным медикам. В рамках доврачебной первой помощи простому гражданину, не находящемуся в зоне вооружённого конфликта, её делать запрещено. Но в зоне СВО скорую помощь можно ждать очень долго, и еë участникам закон разрешает проводить тампонаду. Суть понятна из названия – необходимо ввести в рану ткань, чтобы остановить кровотечение. Дело в том, что пуля или осколок могут войти достаточно глубоко, вызвав при этом кровотечение, которое не смогут остановить жгут или турникет. К тому же, как мы помним, жгут можно использовать лишь ограниченное время – иначе конечность омертвеет.

   Бинты в рану вводят обеими руками Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
Бинты в рану вводят обеими руками Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Первое, что сделала фельдшер Александра, переходя к упражнениям по тампонаде, – это разрушила устоявшийся миф о том, что достаточно ввести в рану гигиенические женский тампон. Недостаточно. Даже при небольшом входном отверстии осколок или пуля, проникнув в тело человека, способны причинить серьёзные внутренние повреждения. И для того чтобы раненый не истёк кровью, в рану пальцами придётся ввести медицинский бинт – часто нужно потратить не одну упаковку, какой уж там тампон. Ощущения у раненого при этом будут очень неприятные, так что желательно его перед этим обезболить. А после тампонады медленно ослаблять турникет, наблюдая, не возобновилось ли кровотечение.

Груз ответственности

Но до укрытия раненого надо ещë дотащить. Для этого на занятиях отрабатываются способы транспортировки. Пострадавший может быть без сознания, и накладывать жгут придётся кому-то из товарищей. Тут вспоминаем поговорку про «мертвого спасателя» и не стесняемся при оказании первой помощи прикрыться той ногой раненого, на которую накладываем жгут. Все равно из положения лежа более безопасно для вас обоих это не сделать.

   Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Ещё при наложении жгута может потребоваться перевернуть раненого – тут тактическому медику пригодятся приёмы, скорее ассоциирующиеся с самбо. Надо понимать, что раненый, скорее всего, одет в бронежилет, каску, разгрузку с патронами и другой амуницией. Весит он много – может быть, больше, чем сам спасатель. И его надо, не поднимаясь с земли, взвалить на спину и ползти с ним в укрытие. Все эти приёмы также отрабатываются на занятиях. И выглядит это так – неожиданно во время теоретического занятия слышится хлопок петарды, имитирующий выстрел, и звучит вводная. Например, «Ранение правой ноги товарища» – и курсанты, разбившись на пары, отрабатывают упражнение, стараясь сделать это за отведëнное время.

   Вытащить раненого тоже надо уметь Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
Вытащить раненого тоже надо уметь Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Финальный этап занятий – упражнение в группах в ситуации, максимально приближенной к боевой. Курсанты делятся на группы и отрабатывают всë в полной выкладке – с оружием, заряженным холостыми патронами, в касках, бронежилетах и разгрузках. По сигналу инструктора один (а то и несколько) членов группы получают ранения, задача остальных – прикрыть их огнём и дымовыми шашками и обеспечить транспортировку в укрытие.

По словам инструкторов школы «Спасти жизнь», эти упражнения нужно повторять многократно, чтобы все действия довести до автоматизма. Даже в мирной жизни навыки первой помощи надо регулярно тренировать, а в случае с тактической медициной уровень стресса, а значит, и требования куда выше.