Акаси Кайкё задумывался как мост-рекордсмен. Грандиозное инженерное сооружение — подвесной мост с рекордным центральным пролетом 1900 м. Но вовремя строительства природа решила внести свои коррективы в реализацию этого амбициозного проекта.
Зачем он нужен?
До постройки моста в проливе Акаси действовала паромная переправа. Она соединяла маленький рыболовный остров Хонсю с материковой Японией – городом Кобэ. Это была опасная переправа, т.к. паромы часто попадали в шторм. В 1955 году в результате крушение двух паромов погибли 168 детей. Строительство моста стало вопросом времени.
Что задумывалось?
Мост Акаси Кайкё задумывался как самый длинный мост в мире. Длина центрального пролета 1900 м. Это рекордный пролет для тех лет. У его современников длина руслового пролета колебалась в районе 1500 м.
Помимо автомобилей проектировщики заложили возможность проезда ж.д. поездов. Без учета проблем региона с сейсмической активностью, такое огромное сооружение с комбинированным проездом уже большой вызов для японских инженеров. Mission possible?
<<<У моста Золотые Ворота центральный пролет 1280 м. >>>
Проблема землетрясений
Япония занимает первое место в списке самых сейсмически-активных стран. В год в среднем происходит 1500 землетрясений магнитудой более 4 баллов. Эти факты не останавливают японцев строить одни из самых сложных сооружений в мире.
<<< Японцы в 1964 г. первые в мире запустили высокоскоростную линию железных дорог Синкансэн. Поезда на «новой магистрали» могли развивать скорость 210 км/ч. >>>
Трагедия 1995 года
Утром во вторник 17 января 1995 года в городе Кобе произошло землетрясение, которое впоследствии получило название "Великое землетрясение Хансин-Авадзи". Его магнитуда 7,3 балла по шкале Рихтера. Жертвами стали более 6 тыс. человек. Япония бросила все силы на борьбу с последствиями этого ужасного землетрясения.
В результате землетрясения произошел тектонический разлом непосредственно в проливе Акаси. Был ли готов недостроенный мост Акаси Кайкё к такому удару?
Последствия
Землетрясение не разрушило конструкцию. Отчасти благодаря тому, что оно не было полностью достроено. На момент землетрясения строители успели закончить работы по перетягиванию главных канатов. То есть уже были возведены все опоры, включая пилоны высотой 298 м. Для полного исследования полученных повреждений японцы остановили стройку и около месяца занимались поиском повреждений.
Землетрясение привело к тому, что пилоны моста сдвинулись относительно друг друга на 1 м. Это — уникальная проблема для инженеров, ведь несмотря на колоссальные размеры мост запроектирован с точностью до миллиметров. Куда деть “лишний” метр конструкции?
Решение
Т.к. на момент землетрясения пролетное строение моста не было возведено, было решено спроектировать его с новой длиной -- 1991 м. Это требовалось сделать в максимально сжатые сроки, т.к. любой простой стройки это колоссальные финансовые убытки.
Задача была непростая, но японские инженеры справились. Стройка была возобновлена спустя месяц после остановки.
Выводы
Мост Акаси Кайкё — одно из самых сложных инженерных сооружений в мире. Грандиозный проект, который выдержал "Великое землетрясение". Японцы очередной раз доказали высокий инженерный класс.
5 апреля 1998 г. мост был торжественно открыт. И переправа между рыболовным островом Хонсю и городом Кобэ стала быстрой и безопасной.