Найти тему

Научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Трешников» отправилось в Северный Ледовитый океан

Команда полярников, проводящих исследования в арктических водах на станции «Северный полюс-41», частично обновилась нынче весной. Арктический и Антарктический институт (ААНИИ), отвечающий за работу одноименной экспедиции, сделал это с помощью авиации, используя новую взлетно-посадочную ледовую полосу на станции «Мыс Баранова» (архипелаг Северная Земля, побережье пролива Шокальского).

На этот раз коллег сменят в целом пять ученых и 16 членов судового экипажа. Экипаж ледостойкой самодвижвущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс», построенной на «Адмиралтейских верфях», будет полностью заменен. Что же касается научного состава экспедиции, то большая ее часть, а также руководитель группы Кирилл Фильчук продолжат работу на борту судна, вмороженного в ледяное поле, и за его пределами, на льдине. То есть ЛСП служит для полярников одновременно и домом, и научной базой с «походными» лабораториями…

Экспедиция пройдет в два этапа. Сначала НЭС «Академик Трешников» отправится к станции «Северный полюс-41», находящейся севернее архипелага Шпицберген (83,5 градуса северной широты). Стартовав в районе Новосибирских островов, к настоящему времени она продвинулась в нужном направлении 1,3 тыс. км, а общий ее дрейф составил вдвое больше, превысив 2,7 тыс. км.

«В ближайшее время на станцию доставят новое высокоточное оборудование для анализа проб морской воды, исследования возможного обледенения морских и воздушных судов, измерения устойчивости ледового покрова при вертикальных нагрузках во время грузовых операций. Эти приборы разработаны и произведены в России», — рассказал директор ААНИИ Александр Макаров.

На втором этапе судно отправится к мысу арктического архипелага Северная Земля, а оттуда — на полуостров Хара-Тумус (Хатангский залив моря Лаптевых), к временной полевой базе «Хастыр». Исследовательские работы там завершены, база будет эвакуирована, а научно-экспедиционное оборудование предстоит перевезти на станцию «Ледовая база «Мыс Баранова», пояснил глава института.

Туда же прибудут и полярники. К концу августа «Академик Трешников», как ожидается, пришвартуется в Мурманске, а в двадцатых числах сентября вернется в Петербург, порт приписки.

Между тем направление движения дрейфующей станции соответствует расчетному: она перемещается через приполюсной район в сторону Атлантики. Оказавшись в свободных ото льда водах Гренландского моря, экспедиция вернется своим ходом в Мурманск. Скорее всего, это произойдет до конца текущего года, а если позволят природные условия, то и нынешней осенью. Более точный прогноз специалисты смогут дать в сентябре.

Используя возможности ледостойкой платформы, ученые получают новые данные о природной среде Центрального Арктического бассейна (спектр их исследований — от ближнего космоса до морского дна), которые позволят делать более точные прогнозы ледовой обстановки и климатических изменений. В них заинтересованы прежде всего судоводители, организации, обеспечивающие безопасное мореплавание на Севморпути, и сырьевые компании, добывающие в Арктике каменный уголь и природный газ.

По возвращении ЛСП «Северный полюс» пройдет техосмотр, а в очередную экспедицию выйдет в 2024 году. Кроме полярников и моряков на борту «Академика Трешникова» находятся судостроители. Им предстоит осмотреть судно на месте дрейфа, проверить работу основных систем, а если потребуется, выполнить их корректировку.