На сегодняшний день это пятая публикация о гербах 15 городов, барельефы которых находятся на фризе Павелецкого вокзала. Блогерское любопытство привело меня однажды на 2 этаж Зала ожидания поездов дальнего следования. Отсюда можно было лучше разглядеть барельефы, расположенных над высокими полуарочными окнами.
Представленные города не случайны, в том числе и Воронеж, а связаны с историей Юго-Восточной железной дороги. Обратимся к Википедии: "Первой железной дорогой в границах Юго-Восточной дороги стала Рязанско-Козловская железная дорога, построенная в 1866 году. Эта линия была продолжена до Воронежа. В 1868 году первый поезд прибыл на станцию Воронеж.
Вернёмся к изображению на барельефе: падающий с горы кувшин и льющаяся из него вода. Интересно, какие будут предположения на этот счёт? Вода-это, возможно, река..., а что означает вся эта символика? Обратимся к одному из источников: http://likivrn.ru/events/article/1718/
Цитирую: "В 1781 при Екатерине II в Воронеже был утверждён новый герб .
В качестве нового символа выступало изображение щита, разделенного надвое. В верхней части оного, в золотом поле был изображен двуглавый орел, а в нижней части, в красном поле — опрокинутый на косогоре кувшин из которого льется вода.
"В дальнейшем на старых печатях орел плохо просматривался и, в созвучии с именем города, нередко считали, что это ворон. Ворон птица для герба неподходящая и поэтому изображать стали только кувшин с серебряной водой, символизирующей реку Воронеж или же родниковые источники которыми изобилует крутой правобережный берег реки."
После реформы 1881 года герб стал выглядеть таким, каким мы его видим на барельефе.
В советское время герб изменился кардинально
А современный герб утверждён в 2008 году и выглядит вот так:
Но это уже совсем другая история!
Исследуя барельефы гербов на Павелецком вокзале, который после реконструкции 1987 года достаточно сильно изменился, я так и не пришла к однозначному выводу: или они были задуманы при строительстве вокзала в 1900 году и сохранились до наших дней или были реконструированы в стиле XIX века современными архитекторами?
Может быть кто-то в курсе этой темы? Было бы интересно дойти до истины...