Городская среда Казани считается одной из самых комфортных для жизни молодежи наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.
Чтобы поддерживать такую динамику, необходимо заботиться о сохранении привлекательности этого места в период, когда крупные российские города борются за качественный человеческий капитал. Такого мнения придерживается Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани.
Реновация и ревитализация являются основными инструментами формирования качественно новых инфраструктурных локаций в старинных городах России, в которых еще с советских времен устоялось зонирование территорий. Речь идет о мероприятиях по качественному изменению и обновлению промышленных зон, в результате которых на этих территориях должны появиться комфортные и благоустроенные пространства, возвращающие жителей к природе.
* * *
Осенью прошлого года раис Республики Татарстан Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин начали реновацию зоны рядом с улицей Портовой на берегу Волги. Также запущена ревитализация участка, на котором ранее находился завод «Коламбия» (Приволжский район Казани). Территория площадью 87 га находится в черте города в окружении нетронутой природы. В перспективе этот район может быть благоустроен и стать пригодным для комфортного проживания. Также здесь планируют возвести транспортную развязку, что позволит жителям без проблем добираться до городского центра.
Концепция ревитализации бывшей территории завода предполагает объединение двух тем, которые на первый взгляд могут показаться противоположными. Речь идет о достижении гармоничного сочетания промышленной среды с природным ландшафтом.
Отмечается, что основную часть заводских построек демонтировали, однако некоторые артефакты было решено сохранить, превратив их в арт-объекты. Так, художественными элементами в жилой зоне станут цементные бочки и труба бывшей котельной. Общественным многофункциональным центром станет бывший промышленных цех — в экологическом отношении эта территория сегодня абсолютно безопасна.
В целом это место можно переоборудовать для комфортной жизни и отдыха, превратив его в новое современное место притяжения. Такое решение будет вполне целесообразным, поскольку зона застройки примыкает к настоящему лесному массиву. Кроме этого, поблизости находится озеро, в котором водится рыба и где можно встретить цапель и лебедей. В этом месте проходит и протока Подувалье, воды которой устремлены к великой реке Волге.
В рамках программы ревитализации, предусматривающей организацию доступной среды и современной инфраструктуры в сочетании с природным ландшафтом, в перспективе эту территорию можно превратить в комфортное место для отдыха и проживания.
* * *
Может показаться, что промышленное наследие и природная экстерриториальность делают заводскую территорию далекой в отношении транспортной доступности. Однако этот вопрос в настоящее время уже решается.
Так, сейчас строится дорога, которая будет связывать улицу Поперечно-Отарскую с Технической. Обе эти улицы примыкают к территории бывшего завода, не соединяясь друг с другом. Когда строительство завершится, до центра города можно будет доехать на машине или автобусе за 15–20 минут.
Также есть планы превратить тупиковую железнодорожную ветку в объект инфраструктуры. Сейчас она используется для доставки сырья на бетонный завод. В случае договоренности с ГЖД рядом с бывшим заводом «Коламбия» возведут собственную станцию, с которой за считаные минуты можно будет добраться до центрального железнодорожного вокзала Казани.
Благодаря инфраструктурной доступности это место станет привлекательным для тех жителей Казани, которые желают отдохнуть в тишине и уединении, не выезжая за пределы города.
Ссылка на статью: https://inkazan.ru/news/2023-08-07/v-kazani-planiruyut-provesti-revitalizatsiyu-promyshlennoy-zony-3003876