Найти в Дзене
Культура Крыма

Питчинг сценария — что это такое и как к нему подготовиться

#Питчинг (от англ. to pitch — подача) — это короткое выступление человека, который хочет «продать свою идею». Такой формат часто используется для презентаций молодых предпринимателей, которые хотят получить деньги на стартап от инвесторов. В случае со сценаристами под питчингом подразумевается выступление перед продюсерами, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы купить сценарий.
На индустриальных сценарных питчингах у вас будет несколько минут, чтобы рассказать о своей работе. На некоторых питчингах жюри могут задавать вопросы, давать комментарии и советы. Иногда прямо после питчинга объявляется победитель.
Победа или проигрыш в питчинге не важны — они ничего не изменят в вашей жизни. Нет никакой связи между победой на питчинге и вашими дальнейшими карьерными перспективами. В эту игру невозможно проиграть, можно только выиграть. Даже если ваша идея никого не заинтересует, от таких мероприятий вы получите, во-первых, новые знакомства. Во-вторых, посмотрите, что делают коллеги,

#Питчинг (от англ. to pitch — подача) — это короткое выступление человека, который хочет «продать свою идею». Такой формат часто используется для презентаций молодых предпринимателей, которые хотят получить деньги на стартап от инвесторов. В случае со сценаристами под питчингом подразумевается выступление перед продюсерами, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы купить сценарий.

На индустриальных сценарных питчингах у вас будет несколько минут, чтобы рассказать о своей работе. На некоторых питчингах жюри могут задавать вопросы, давать комментарии и советы. Иногда прямо после питчинга объявляется победитель.

Победа или проигрыш в питчинге не важны — они ничего не изменят в вашей жизни. Нет никакой связи между победой на питчинге и вашими дальнейшими карьерными перспективами. В эту игру невозможно проиграть, можно только выиграть. Даже если ваша идея никого не заинтересует, от таких мероприятий вы получите, во-первых, новые знакомства. Во-вторых, посмотрите, что делают коллеги, и, если повезёт, получите ценный совет от продюсера.

Как сделать хорошую презентацию для питча

Почти на всех питчингах можно или даже нужно показать презентацию — визуальный материал, который дополнит ваш рассказ. Если презентация классная, это усилит хорошее впечатление от питча. Но если плохая — может всё испортить.

В каком-то смысле презентация — это постер вашего будущего фильма или сериала. Когда человек смотрит на постер, это не заменит просмотра фильма. Но из хорошо сделанного постера, он многое понимает: какой жанр, кто главный герой, с какой интонацией будет рассказана эта история, грустный там конец или весёлый. Одного взгляда на картинку достаточно, чтобы решить — смотреть это кино или нет. Та же роль и у презентации для питчинга.

Что должно быть в хорошей презентации?

В первом слайде расскажите, что вы питчите: кино или сериал, какой жанр, хронометраж и формат.

Используйте в слайдах минимум текста. Никто не любит слушать выступление человека и одновременно читать то же самое с экрана. Презентация дополняет ваше повествование, а не дублирует его.

Кроме текста, можно использовать графику: например, сделать таймлайн своей истории или с помощью эмодзи показать, что испытывает персонаж.

Хорошая структура слайда: заголовок и три-пять пунктов под буллитами из одного или нескольких слов. Такой текст легко считывается, не отвлекает внимание от выступления и поясняет, о чём вы будете говорить через минуту.

Добавляйте иллюстрации. Это отличный способ рассказать, каким будет ваше кино по интонации, ощущениям и эмоциям. Ищите картинки, которые передают атмосферу, а не сюжет.

Если действие вашей истории происходит в каком-то необычном мире, то иллюстрации могут заменить несколько минут рассказа и освободить время на более важное — историю и персонажей.

Покажите героев. О персонажах можно тоже рассказать с помощью картинок. Но лучше не использовать фотографии голливудских актёров из топ-20. Это выглядит смешно и искажает представление о персонажах. В описании героя нужно рассказать, с чем он сталкивается, какие препятствия преодолевает, в чём его мотивации и куда он придёт в финале.

Сформулируйте логлайн — пересказ всего сценария в одном предложении. Это сложная задача — можно провести дни, пытаясь создать толковый логлайн. Но когда у вас получится, это поможет прописать в презентации все главные чекпойнты вашего сценария.

Укажите референсы. Это уже существующие фильмы, сериалы, видеоигры или книжки, которые что-то связывает с вашим произведением. Референсы помогают сэкономить время выступления. Вместо долгого описания конструкции фильма можно скорее перейти к самому важному — к персонажам и их историям.

Например, можно сказать так: «Это как если бы „Ирония судьбы“ происходила во вселенной „Звёздных войн“» — и у слушателя в голове сразу появляется какая-то картинка. Правильная или нет — скорректируете её по ходу выступления. Но вы уже сэкономили кучу времени.

Другой удачный ход: «Мой фильм — это как фильм такой-то по структуре. Фильм такой-то по интонации. И фильм такой-то по отношениям между персонажами».

О чём и как нужно говорить на питчинге?

Главное в питче — нужно вкратце рассказать историю. Иногда сценаристы не успевают это сделать, зато говорят о других вещах: какое они хотят сделать интересное и важное кино, как недорого будут стоить съёмки и сколько денег можно собрать в прокате. Это всё хорошо, но опционально. Самое главное — из вашего питча должна быть понятна история.

Не бойтесь проспойлерить сюжет. Чтобы продюсерам решить, запускать ваш проект или нет, им нужно понять, в чём ваш третий акт — чем история заканчивается.

Обязательно расскажите:

кто главный герой и чего он хочет,
какая угроза нависла над ним и какие препятствия он преодолевает,
в чём конфликт,
какой путь проходит герой и чем он заканчивается, включая финал,
к чему герой приходит в финале и как он меняется,
чему вся эта история его учит.


Также важно понимать, что питч — это отдельное произведение, у которого может быть своя драматургия.