В России наблюдается характерное расслоение послешкольного образования на «верхний» и «нижний» сегменты. К первому относятся пятилетнее и шестилетнее базовое высшее образование, ко второму – четырехлетний бакалавриат и СПО, между которыми растет конкуренция. Заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина обозначила важные тренды пост-Болонского этапа развития системы высшего образования.
- Вузы теряют платный прием на короткие программы бакалавриата из-за переориентирования абитуриентов на СПО, где объем платного образования растет за счет гибких практико-ориентированных и более дешевых программ. Они дают выпускникам возможность быстро выйти на рынок труда.
- В результате все больше университетов открывают обучение по программам СПО, часть бакалаврских программ также дрейфует в эту сторону. Вузы здесь имеют преимущество — благодаря конкурсам на востребованные специальности идет набор абитуриентов с высоким средним баллом, высшая школа также имеет более современное оборудование и сильный преподавательский состав.
- На сегодня вузы заинтересованы в создании интегрированных образовательных маршрутов — это позволяет выпускникам программы СПО продолжить обучение в вузе по этой же специальности. Однако высшая школа нуждается в большей автономии в формировании таких образовательных треков.
- Бюджетные места на систему СПО в основном выделяются на направления подготовки, которые приоритетны для экономики. Поэтому выбор других специальностей требует осознанного выбора. В этом контексте обостряется конкурентная борьба на рынке образования, преимущество в ней получат учебные заведения с квалифицированными преподавателями, интересными программами и современным оборудованием.
- В результате пост-Болонского этапа складывается многоуровневая система профессионального образования. В нее входит СПО и высшая школа, при этом высшее образование объединяет как короткие, так и более длинные программы, которые соответствуют требованиям рынка труда. При необходимости углубления компетенций предлагается магистратура, на третьем уровне (аспирантура/ординатура/адъюнктура) готовятся специалисты для сферы науки и высоких технологий.
- Серьезное достоинство новой образовательной архитектуры — преемственность взаимосвязанной системы профессионального образования. Разнообразие треков на сегодня дают возможность непрерывно повышать свою квалификацию для соответствия требованиям рынка труда.
- После выхода из Болонской системы высшей школы необходимо продолжить соблюдение части ее принципов, связанных с мобильностью, с правом формирования индивидуальной образовательной программы, признанием микростепеней. Кроме этого, требуется сохранить сопоставимость дипломов по уровням образования и квалификационным рамкам, которые формируют рынок труда.
Конкуренция на рынке образования: что несет пост-Болонский этап
7 августа 20237 авг 2023
5
2 мин