Многие счастливые обладатели ЗМЗ 409 и ЗМЗ Pro знают, что наконечники катушек зажигания на этом моторе имеют замечательное свойство прикипать к свечам и нежно рваться при попытке их снять. Это происходит оттого, что на заводе никто не заморачивается насчет смазать изоляторы свечей (для этого существует специальная смазка) - и так сойдет. Наконечник надевают насухую и все это благополучно прикипает намертво уже за первые километры пробега.
…практически сразу после покупки машины (УАЗ Патриот 2012) в голову пришла мысль проверить и заменить по необходимости свечи, а то получается как в анекдоте: машину купил, а ездить не купил.
Добравшись к месту ремонта, уверенно приступил к делу — залез на табуреточку, скинул фишки с проводки, открутил гайки с катушек первого и второго цилиндра и начал тянуть их за пластиковый корпус вверх. А они не снимаются! Дернул посильнее и…
…я не сразу понял, почему наконечник катушки, которая оказалась у меня в руках, имеет неровный срез. Уже потом, когда свечник упорно не надевался на свечу, я заподозрил, что часть наконечника осталась в колодце. Полез во второй цилиндр и оторвал еще один. Кое-как доехав на троящей машине (искра стала пробивать на головку блока) до автомагазина, купил новые наконечники. И потратил весь следующий день на то, чтобы отковырять и вытащить из колодца остатки гнусных резинок. Замену свечей в третьем и четвертом цилиндре отложил до теплой погоды.
Но вот и лето (какое-никакое), а потому, вооружившись рожковым ключом на 10, длинным свечным ключом на 16 с магнитом и WD-40, приступил к работе.
Надо сказать, что на моей машине стоят катушки BWBSK-4075 (Корея). На новые машины идут катушки BOSCH, иногда отечественные ЗМЗ.
Наконечники корейских катушек немного отличаются юбкой, а также короткими пружинками с помехоподавителями. На наших и немецких катушках пружинки длиннее и не имеют дополнительного сопротивления. Но все их объединяет одно - отвратительный материал наконечника.
Так как корейские изделия нынче страшный дефицит, на замену купил наконечники ЗМЗ-40524 арт. 1 220 703 031 Евро-3 (аналог BOSCH). Как показала практика, наконечники взаимозаменяемы. Изменений в работе катушек не выявлено.
По ходу работ оторвал наконечник в третьем цилиндре. На сей раз залил его WD-40 и оставил откисать 20 минут. И это помогло! Если в прошлый раз рассохшаяся резина крошилась на мелкие куски, и ее приходилось собирать из колодца пылесосом, то благодаря смазке она снова обрела упругость, и кусочек удалось очень быстро вытащить целиком при помощи загнутой крючком и заточенной вязальной спицы.
Для извлечения катушки в четвертом цилиндре была применена иная тактика. При помощи отвертки и рожкового ключа немного отвел катушку от наконечника. В образовавшийся зазор залил WD-40, далее без усилия разъединил катушку и наконечник. Отверткой вытащил из последнего пружинку, залил WD-40. Через 15 минут откисания внутрь по центру вставил вязальную спицу, пару раз провернул, чтобы резина отошла от изолятора свечи, подцепил крюком наконечник и вытащил его целиком.
Очень повезло, что удалось выкрутить свечу из третьего цилиндра. Было близко к тому, чтобы слизнуть гайку на свече. Во втором, кстати, было завернуто плюс приржавело так, что сломал свечник.
Вот что бывает со свечами BRISK и наконечниками катушек после 5 лет эксплуатации, небрежной мойки двигателя и 70 000 км пробега:
Очень похоже, что на машине свечи ни разу не меняли (обычно родные BRISK меняют на что-то другое). Во втором и третьем цилиндрах они были завернуты не по резьбе. Видимо, так их закрутили на Ульяновском автозаводе.
И шедевральная свеча из третьего цилиндра крупным планом:
Зазор на электроде — ноль! Как она работала?! КАААК?!
Мораль — чтобы замена свечей была легкой и приятной, их необходимо периодически (раз в 10 15 тыс. км) выкручивать, проверять зазор, и ставить назад, нанося на изолятор свечи силиконовую смазку или WD-40.
Новые свечи поставил оригинальные, УАЗ арт. 040520-3707010-10.
Будем посмотреть, сколько они проходят. Стоят 70 рублей всего за штуку. Новые наконечники обошлись в 180 рублей за штуку.
На новом Патриоте АКПП 2019 я уже стал умнее - начал снимать катушки сжатым воздухом. Ну и просто потому, что к этому времени разжился компрессором. Для этого необходимо извлечь катушку из наконечника (наконечник остается надетым на свечу), вставить в наконечник плотно продувочный пистолет и хорошенько дунуть внутрь сжатым воздухом. После этой операции наконечник весело подпрыгивает вверх с громким звуком ЧПОНЬК и остается целеньким и невредименьким.
Чтобы не возить с собой компрессор (а иногда эти проклятые катушки бывает нужно снять в дороге), я смазал их изоляторы специальной смазкой LIQUI Moly. Контакты и гайки мазать не надо, только изолятор и немного! Проблема прикипания от этого ликвидируется как класс.
Суть этого метода подробно описана в этом видео:
Ну а сейчас я стал еще умнее, продал УАЗ и купил JEEP Wrangler с мотором AMC 242. Там километровых свечных колодцев нет и в помине, наконечник - Г-образный (как жигулевский) с металлическим контактом внутри, поэтому все прекрасно снимается, надевается и работает без WD-40, компрессоров и прочих извращений.
Пользуясь случаем, хочу спросить у настоящих ценителей УАЗа - а как же это так получается, что на самом ремонтопригодном, простейшем и надежнейшем автомобиле всех времен и народов, который можно починить в ПОЛЕ одними лишь МОЛОТКОМ, ОТВЕРТКОЙ, ПРОВОЛОКОЙ и БОЖЬИМ СЛОВОМ, для выполнения такой простой операции (снятие катушки зажигания) нужно столько времени и инструмента, вплоть до воздушного компрессора? Очень интересно было бы узнать.
Всем бобра и целых наконечников.
Поддержать мой блог можно здесь: https://boosty.to/grosstractor
Или здесь: https://yoomoney.ru/to/410011274680307
А еще можно просто подписаться и поставить лайк)
Телеграм (общение и Live): https://t.me/grosstractor
Ютуб: https://www.youtube.com/user/GrosstractorTV
Rutube (ОНО работает!): https://rutube.ru/channel/23968383/