Сведение может быть сложным и пугающим процессом, но при правильном руководстве и практике каждый может научиться сводить как профессионал.
Я собрал 17 лучших советов по сведению для начинающих, которые помогут вам уверенно ориентироваться в мире продакшена.
Вы можете работать с вокалом, барабанами или гитарой - у меня есть советы и приемы, которые поднимут ваши миксы на новый уровень.
17 СОВЕТОВ ПО СВЕДЕНИЮ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Сведение - это целое искусство, требующее сочетания технических знаний и творческого подхода.
Независимо от того, начинаете ли вы или занимаетесь сведением уже много лет, всегда есть место для совершенствования.
В этом посте вы найдете все, начиная от эквалайзера и компрессии и заканчивая реверберацией и дилеем, а также лучшие приемы, которые помогут вам добиться профессионального звучания.
Так что давайте приступим!
1. СОЗДАНИЕ ХОРОШЕГО МОНИТОРИНГА
Для точного и эффективного сведения звука необходимо создать хорошие условия мониторинга.
Для этого необходимо выбрать подходящее помещение для сведения, предпочтительно с нейтральной и ровной частотной характеристикой.
Избегайте помещений с неравномерной акустикой, например, с параллельными стенами или твердыми поверхностями, вызывающими отражения звука и стоячие волны.
Для управления звуком в помещении можно также использовать акустические средства, такие как звукопоглощающие панели и басовые ловушки, которые уменьшают отражения и улучшают частотную характеристику помещения.
Помимо акустики помещения, очень важно правильно выбрать систему мониторинга, соответствующую вашим потребностям.
Инвестируйте в высококачественные студийные мониторы, которые обеспечивают сбалансированное и точное звучание во всем частотном спектре. Также следует рассмотреть возможность добавления сабвуфера для точного воспроизведения низких частот.
После установки системы мониторинга убедитесь, что она правильно откалибрована для получения наилучшего звучания.
Регулярно проверяйте и регулируйте уровни громкости, чтобы избежать утомления ушей и поддерживать точную акустическую среду.
2. ЗАПИСЫВАЙТЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ИСХОДНИКИ
Запись качественных треков необходима для получения чистого и профессионально звучащего микса.
Для этого необходимо обеспечить отсутствие внешних шумов и нежелательных звуковых отражений.
Выберите высококачественные микрофоны, подходящие для записываемого источника звука, и установите их в нужном положении для точного захвата желаемого звука.
При записи убедитесь, что уровень звука соответствует требованиям, чтобы избежать искажений и клиппирования. Записывайте с одинаковым уровнем, тембром и временем, чтобы впоследствии было легче редактировать и сводить дорожки.
Записывайте каждый инструмент или вокал на отдельную дорожку, чтобы обеспечить большую гибкость на этапе сведения.
Наконец, перед началом процесса сведения обязательно делайте перерывы и прослушивайте свои записи "свежими ушами", чтобы убедиться, что они звучат как можно лучше.
3. УМЕНЬШАЙТЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТОТЫ
Вырезание нежелательных частот зачастую лучше, чем усиление желаемых, поскольку в этом случае звук получается более чистым и естественным.
Усиление частот может привести к тому, что дорожка станет слишком громкой, что приведет к клиппингу или искажениям, которые будет сложно устранить.
Также усиление может привести к тому, что узкий частотный диапазон станет слишком выраженным, что приведет к искусственному и несбалансированному звучанию.
Уменьшение нежелательных частот также помогает устранить нежелательный резонанс, гул или шипение, которые могут ухудшить четкость и качество звучания дорожки.
Такой подход позволяет освободить пространство в миксе для других звуков, в результате чего микс получается более сбалансированным и профессионально звучащим.
Кроме того, обрезание частот наносит меньший ущерб дорожке, чем усиление, которое может привести к более серьезным и необратимым повреждениям.
Однако это не означает, что для достижения наилучших результатов следует только вырезать частоты. Такие великие инженеры, как Крис Лорд-Элдж, не вырезают, а в основном усиливают частоты.
Поэтому не делайте все по умолчанию; всегда делайте то, что будет лучше звучать в миксе.
4. УДАЛЕНИЕ НИЗКИХ ЧАСТОТ
Устранение гула низких частот и других нежелательных низких частот с помощью фильтра высоких частот является важным приемом при сведении звука.
Они часто вызывают такие проблемы, как маскирование и нежелательные резонансы, что может ухудшить общую чистоту и качество звучания дорожки.
Фильтр высоких частот работает путем удаления частот ниже определенного частотного диапазона, пропуская нужные частоты.
Это эффективный способ устранения гула и других нежелательных низких частот, в результате чего звук становится более чистым и сфокусированным.
Однако очень важно использовать фильтр высоких частот разумно, так как слишком сильная фильтрация может привести к тому, что микс будет звучать тонко и с недостатком низких частот.
Важно внимательно прослушать микс, чтобы убедиться, что вы удаляете только те частоты, которые создают проблемы, сохраняя при этом естественное звучание композиции.
5. ПОДАВЛЕНИЕ ВЫСОКОЧАСТОТНЫХ ШУМОВ
Уменьшение высокочастотных шумов и шипения с помощью фильтра низких частот - еще один важный прием для получения чистого микса.
Высокочастотные шумы и шипение могут отвлекать внимание и приводить к непрофессиональному звучанию.
Важно также правильно использовать фильтр низких частот, так как его переизбыток может привести к тому, что трек будет звучать тускло и безжизненно.
6. КОМПРЕССИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДИНАМИКИ
Компрессия - это мощный инструмент, позволяющий создать более сбалансированное и полированное звучание за счет уменьшения динамического диапазона дорожки.
Компрессор уменьшает громкость громких звуков, оставляя незатронутыми более тихие. Это позволяет выровнять уровни дорожки и лучше слышать все отдельные элементы.
Он также может быть использован для придания устойчивости гитаре или другому инструменту, а также для усиления ударных или бас-гитары.
Следует помнить, что не все дорожки требуют компрессии в миксе.
7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙДЧЕЙН КОМПРЕССИИ
Использование компрессии по боковой цепи - это прием, позволяющий заставить инструменты прорезаться сквозь микс, не конкурируя за одно и то же место в частотном спектре.
Эта техника предполагает использование аудиосигнала одного инструмента для запуска компрессии другого инструмента.
Например, с ее помощью можно заставить ударный барабан прорезаться сквозь микс, не конкурируя с бас-гитарой.
Если направить аудиосигнал с кик-барабана на компрессор бас-гитары, то бас-гитара будет компрессироваться каждый раз, когда играет кик-барабан, что позволит кик-барабану прорезаться через микс без помех со стороны бас-гитары.
Трюк с боковой цепью можно также использовать для того, чтобы вокальная дорожка всегда была слышна на фоне других инструментов.
Однако слишком сильная компрессия может привести к неестественному звучанию.
8. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ
Параллельная компрессия - это техника, при которой создается дубликат дорожки и сильно сжимается. Затем сжатая дорожка смешивается с исходной, что позволяет получить более полный и динамичный звук.
Этот метод особенно эффективен для ударных и перкуссионных инструментов, поскольку позволяет получить более мощный и пробивной звук.
Его также можно использовать для других инструментов, таких как гитара или вокал, когда необходимо придать композиции дополнительную глубину и объем.
9. САТУРАЦИЯ
Придать трекам теплоту и характер можно с помощью насыщения и дисторшна - техники, имитирующей звучание аналогового оборудования.
Насыщение позволяет добавить в трек гармоники, создавая более теплое и винтажное звучание.
Его можно применять как к отдельным дорожкам, например, ударным или вокалу, так и ко всему миксу с помощью плагинов или аппаратных устройств.
Дисторшн также может использоваться для придания трекам характерности, особенно в таких жанрах, как рок, хип-хоп или металл, где требуется более агрессивное звучание.
Однако слишком сильное искажение может привести к тому, что треки станут резкими или чрезмерно искаженными. Важно внимательно слушать микс и регулировать настройки для достижения желаемого эффекта, не перебарщивая.
10. АВТОМАТИЗАЦИЯ
Используйте автоматизацию для создания динамичных изменений и поддержания интереса слушателей.
Это техника, позволяющая регулировать уровни, панорамирование, эффекты и другие параметры микса во времени.
Автоматизация может использоваться для создания тонких изменений, например, для увеличения громкости гитарного соло или добавления эффекта задержки к вокальной дорожке.
Она также может использоваться для более резких изменений, таких как резкое снижение громкости или эффект панорамирования, перемещающий звук из одной колонки в другую.
Использование автоматизации позволяет создать микс, который будет развиваться и увлекать слушателя, а не статичный микс, который остается неизменным на протяжении всей песни.
Автоматизация также позволяет создать более естественное и динамичное звучание, имитируя естественный прилив и отлив живого выступления.
Однако не стоит переусердствовать, так как излишняя автоматизация может отвлекать и нарушать общее звучание композиции.
11. РЕВЕРБЕРАЦИЯ И ДИЛЕЙ
Реверберация и дилей - это два эффекта, которые позволяют придать миксам ощущение объема и реалистичности.
Реверберация может использоваться для создания впечатления комнаты или другого акустического пространства, а задержка - для создания эха или повторения определенных элементов трека.
Регулируя параметры эффектов реверберации и дилея, можно создать ощущение расстояния и глубины в миксе.
Например, можно использовать более длительное время реверберации для создания впечатления большого помещения или более короткое время реверберации для создания более интимного звучания.
Также можно применять различные типы реверберации и дилея, например, пластинчатую или пружинную реверберацию, ленточную или цифровую задержку, для получения различных текстур и тонов.
Однако использовать реверберацию и дилей следует осторожно, поскольку их избыток может заглушить микс и нарушить четкость звучания отдельных инструментов.
12. СТЕРЕО РАСШИРЕНИЕ
Стерео расширение - это техника, которая заключается в регулировке расположения и ширины звукового поля в стереосистеме.
Как правило, благодаря этому микс звучит шире, просторнее и захватывающе, создавая у слушателей более интересные впечатления от прослушивания.
Ширина стерео может быть достигнута с помощью различных инструментов и техник, таких как панорамирование, плагины для расширения стереобазы и обработка средних частот.
Регулируя расположение отдельных инструментов и звуков в стереополе, можно создать более сбалансированный и целостный микс, в котором каждый элемент имеет свое собственное пространство и не конкурирует с другими звуками.
Кроме того, можно создать ощущение движения и волнения в миксе.
Например, можно использовать автоматизацию для перемещения определенных звуков слева направо для создания более интересного ритмического рисунка.
13. ИСПОЛЬЗУЙТЕ РЕФЕРЕНСЫ
Использование референсных дорожек может стать эффективным способом достижения профессионального и конкурентоспособного микса.
Референс-трек - это трек, который служит эталоном для вашего собственного микса, определяя его звучание, к которому следует стремиться.
При использовании референс-трека важно выбрать композиции, близкие по жанру и стилю к вашему собственному миксу.
Прослушайте эталонный трек на нескольких системах воспроизведения, чтобы получить представление о его балансе, тональности и динамике.
Эту информацию можно использовать для корректировки собственного микса и приближения его к уровню эталонной дорожки.
Референсы также помогут определить области, требующие улучшения в сведении, например, общий уровень, частотный баланс или стереоизображение.
14. МОНО СОВМЕСТИМОСТЬ
Убедиться в том, что ваш микс отлично звучит на всех системах воспроизведения, - важнейшая часть процесса сведения.
Одним из способов достижения этой цели является тестирование микса в монофоническом режиме, который имитирует прослушивание композиции на одной акустической системе.
Сведение в монофоническом режиме позволяет выявить любые проблемы с балансом, панорамированием или фазовыми соотношениями между инструментами.
При монофоническом прослушивании любые проблемы со стереоизображением будут более очевидны, и вы сможете внести коррективы, чтобы ваш микс отлично звучал как в стерео, так и в моно.
Еще одним преимуществом сведения в монофоническом режиме является то, что при этом часто выявляются проблемы маскировки между инструментами.
Маскировка возникает, когда один инструмент маскирует звук другого, затрудняя четкое звучание обоих.
Таким образом, проверка монофонической совместимости необходима для того, чтобы ваш микс хорошо воспроизводился на всех системах воспроизведения - от домашних стереосистем до автомобильных колонок и т.д.
Выявив все проблемы и внеся коррективы, можно практически гарантировать, что ваш микс будет звучать великолепно независимо от того, где он будет воспроизводиться.
15. МНОГОПОЛОСНАЯ КОМПРЕССИЯ
Многополосный компрессор - это мощный инструмент для управления динамикой определенных частотных диапазонов.
В отличие от стандартного компрессора, который обрабатывает весь аудиосигнал как единое целое, многополосный компрессор позволяет разделить сигнал на несколько частотных полос и применить к каждой из них отдельные настройки компрессии.
Это может быть особенно полезно при работе со сложными миксами, содержащими множество конкурирующих частот.
Используя многополосный компрессор, можно выделить определенные частотные диапазоны, которые могут вызывать проблемы, и соответствующим образом отрегулировать их динамику.
Например, если в миксе много низких частот, можно применить компрессию к низким частотам, оставив при этом высокие частоты нетронутыми.
Это поможет очистить микс и придать ему более четкое звучание.
В целом, это сильный инструмент для создания более сбалансированного и отполированного микса.
16. ТРАНЗИЕНТ ШЕЙПЕР
Транзиент шейпер - это полезный инструмент для добавления или уменьшения атаки и сустейна ударных треков.
Переходные процессы - это начальный пик громкости, возникающий при первом воспроизведении звука, и они являются неотъемлемым элементом барабанов.
Транзиент шейпер позволяет формировать переходные процессы в звуке, изменяя характеристики атаки и сустейна.
Например, если необходимо придать ударной дорожке больше динамики, можно увеличить атаку с помощью транзиент шейпера.
Это сделает атаку барабана более отчетливой.
Аналогично, если необходимо уменьшить длительность звучания тарелок, можно использовать транзиент шейпер, чтобы уменьшить время затухания и сделать звучание более контролируемым.
Однако важно использовать этот инструмент с умом, так как чрезмерное его применение может привести к неестественному или перегруженному звучанию.
17. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ВОКАЛА
Вокал часто является наиболее важным элементом песни, поэтому важно, чтобы он выделялся в миксе.
Одним из способов придать вокальным трекам энергию является использование параллельной компрессии вокала. Это поможет выровнять динамический диапазон вокала, сделав его звучание более последовательным и мощным.
Смешивание компрессированного и некомпрессированного сигналов позволяет придать вокалу характер без ущерба для его естественного звучания.
Эта техника особенно эффективна для придания эффекта присутствия и воздействия припевам или другим фрагментам, где вокал должен быть более заметным в миксе.
При аккуратном использовании параллельной компрессии можно создать мощное звучание вокала, которое поможет вашему миксу выделиться.
На этом всё, спасибо!
Заказать сведение, мастеринг или аранжировку можно, написав мне в соц сети
Послушать работы здесь ⬇️
https://music.yandex.ru/users/maaaks-1995/playlists/1000