Найти в Дзене
ДЕЛА Красноярск

Царский ЖД-мост на Транссибе через Ситик – история

ДЕЛА продолжают знакомить красноярцев с интересными местами вокруг сибирского мегаполиса. На очереди старый железнодорожный мост на Транссибе к востоку от города. Он менее известен, чем остатки похожего сооружения через Качу, но не менее интересен.

Указ о строительстве Транссибирской железной дороги был подписан императором Александром III в 1891 году. Темпы возведения поражают – уже через шесть лет линия ст. Обь – Красноярск была полностью введена в строй, а в 1899 году было открыто движение и от Красноярска до Иркутска. И это все без экскаваторов и будьдозеров – только на гужевой тяге и физической силе обычных рабочих.

    Общий вид на опоры старого железнодорожного моста под Красноярском с автодороги
Общий вид на опоры старого железнодорожного моста под Красноярском с автодороги

Чтобы выдержать такие высокие темпы прокладки Великого Сибирского рельсового пути, первоначально дорога строилась однопутной. Многие сооружения, в частности, мосты через малые таежные реки, выполнялись или полностью из дерева, или с каменными береговыми опорами и деревянными пролетами. Впрочем, к древесине, идущей на постройку, предъявляли очень высокие требования – она должна была быть чистой и бессучковой.

    Примерно по такой технологии возводились первые мосты Транссиба через небольшие водные преграды. Но фото – знаменитый мост через р. Кача во времена своей постройки
Примерно по такой технологии возводились первые мосты Транссиба через небольшие водные преграды. Но фото – знаменитый мост через р. Кача во времена своей постройки

Одним из таких частично сохранившихся инженерных памятников первоначальной трассы железной дороги к океану конца XIX века и является мост через реку Ситик (приток р. Березовка) к востоку от Красноярска.

    Внизу еще можно обнаружить фрагменты старых несущих деревянных конструкций
Внизу еще можно обнаружить фрагменты старых несущих деревянных конструкций

Остатки царского моста через Ситик расположены на перегоне между станциями Таежный и Камарчага около нынешней остановочной платформы Заречье. Параллельно и буквально рядом, а местами и прямо по бывшей линией «железки» проходит автомобильная дорога 04Н-054 от Маганска через Новосельск и Новоникольск на Камарчагу. Вокруг расположены садоводческие товарищества.

    Прошло уже более 120 лет под ветрами, дождями и лютыми морозами, а «плиточка» до сих пор не отвалилась…
Прошло уже более 120 лет под ветрами, дождями и лютыми морозами, а «плиточка» до сих пор не отвалилась…

Этот первый мостовой переход прослужил недолго – уже в начале XX века стало понятно, что пропускной способности однопутного, построенного местами «наспех» Транссиба не хватает. И почти что сразу начались масштабные работы по расширению и спрямлению магистрали – прокладывались вторые пути, а мосты заменялись на более капитальные.

    Строительство каменных опор нового моста через Ситик при перекладке этого участка Транссиба
Строительство каменных опор нового моста через Ситик при перекладке этого участка Транссиба

В частности, уже в 1909 году через р. Ситик был построен новый мост – из литого железа и с каменными опорами. Он был разрушен в Гражданскую войну, затем его пришлось восстанавливать.

    Современный мостовой железнодорожный переход через р. Ситик с теми самыми капитальными опорами. Старая трасса Транссиба пролегала по дороге с точки съемки
Современный мостовой железнодорожный переход через р. Ситик с теми самыми капитальными опорами. Старая трасса Транссиба пролегала по дороге с точки съемки

Что интересно – прослужил новый мост начала прошлого века аж до 2002 года, когда на нем пролетные строения были заменены на современные. А вот царские опоры стоят до сих пор.

    Сооружение местами сильно заросло – поздней осенью и ранней весной мост видно лучше
Сооружение местами сильно заросло – поздней осенью и ранней весной мост видно лучше

Собственно, неплохо сохранились и береговые каменные опоры первого моста. От деревянных перекрытий, конечно же, практически ничего не осталось, хотя в русле реки еще можно найти их фрагменты.

К сожалению, памятуя о печальной судьбе знаменитого Железнодорожного моста через Енисей (получившего в свое время Гран-при «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» на Всемирной выставке в Париже в 1900 году), а затем в 2007 году разобранного на металлолом, надеяться на какое-то подобающее отношение к историческому мосту через Ситик не стоит.

-9

Но пока остатки царского моста, этого инженерного памятника ушедшей имперской эпохи, стоят и напоминают о тех, еще героических, временах освоения необъятных просторов Сибири.