Найти в Дзене
Калейдоскоп историй

"Между красными и белыми"

Две войны, Первая и Вторая мировая, два летчика совершивших угон самолета Иван Лойко и Михаил Девятаев, но такие разные судьбы. Слава и бесславие…Сто лет назад, 6 августа 1923 года с сербского аэродрома Нови-Сад был угнал самолет. В королевстве сербов и хорватов. В 1921 в сербском городе Нови Сад собрался весь цвет русской авиации, там располагалась королевская авиашкола, в которую Ивану Александровичу удается устроиться инструктором. Сербия 20 годов, страна принявшая большое количество русских эмигрантов, только в небольшом Нови Саде собралось 42 русских генерала и более 150 полковников и множество других чинов русской армии. У Ивана Александровича не сложились отношения с бывшими сослуживцами–врангелевцами, его не приняли в русское офицерское общество. Для того чтобы развиваться в авиации, необходимо принять сербское гражданство. Иван Александрович решает вернуться. Угон самолета После длительной подготовки 6 августа 1923 г. он сов
Оглавление
Иван Лойко летчик-ас Первой мировой
Иван Лойко летчик-ас Первой мировой

Две войны, Первая и Вторая мировая, два летчика совершивших угон самолета Иван Лойко и Михаил Девятаев, но такие разные судьбы. Слава и бесславие…Сто лет назад, 6 августа 1923 года с сербского аэродрома Нови-Сад был угнал самолет.

В королевстве сербов и хорватов.

В 1921 в сербском городе Нови Сад собрался весь цвет русской авиации, там располагалась королевская авиашкола, в которую Ивану Александровичу удается устроиться инструктором. Сербия 20 годов, страна принявшая большое количество русских эмигрантов, только в небольшом Нови Саде собралось 42 русских генерала и более 150 полковников и множество других чинов русской армии.

Инструктор, красвоенлет Иван Лойко
Инструктор, красвоенлет Иван Лойко

У Ивана Александровича не сложились отношения с бывшими сослуживцами–врангелевцами, его не приняли в русское офицерское общество. Для того чтобы развиваться в авиации, необходимо принять сербское гражданство. Иван Александрович решает вернуться.

Угон самолета

После длительной подготовки 6 августа 1923 г. он совместно со своим другом поручиком Павлом Качаном совершил побег из Нового Сада на югославском самолете "Бреге-14". У беглецов кончился бензин, и они сели на территории королевской Румынии. Два месяца в румынской тюрьме, наконец, беглецов передали советским пограничникам.

Через двадцать лет побег на угнанном самолете совершит другой летчик Михаил Девятаев.

Летчик Девятаев
Летчик Девятаев

Газеты Европы и Советского Союза выходили под броскими заголовками. Когда газетная шумиха улеглась, Лойко направляют инструктором в Борисоглебскую школу военных летчиков. Тут знаменитый авиатор занялся своим любимым делом — моделированием и строительством планеров. В голубых авиационных петлицах бывший царский ас и георгиевский кавалер носил по две красные "шпалы", что соответствовало званию "майор".

Борисоглебское училище среди коллег
Борисоглебское училище среди коллег

Шесть лет относительно спокойной жизни, женился, родилась дочь. В 1929 получает 10 лет лагерей как бывший «золотопогонник и шпион»

остров Вайгач кладбище ОГПУ
остров Вайгач кладбище ОГПУ

Лагеря

Амдерма. Зэковские могильные холмики, без имен и званий. Под одним из таких холмиков лежит один из лучших летчиков Первой мировой Иван Александрович Лойко. Георгиевский кавалер, летчик, дважды награжденный высшими орденами Румынии.

Орден "Звезда Румынии"
Орден "Звезда Румынии"

Эти награды и стали основой для обвинения в 1929 году по 58 статье «в шпионаже в пользу Румынии».

Ивану Александровичу повезло, талант конструктора, знание четырех языков, помогли избежать общих лагерных работ. По окончании срока ехать было некуда. Жена не отвечала на письма, родителей в Белоруссии раскулачили и сослали, следы их затерялись, «сталинские соколы» которых он воспитывал, будучи инструктором, о нем предпочли забыть. Лойко остался вольнонаемным на Вайгаче.

На Вайгаче
На Вайгаче

В апреле 1932 г. он принимал активное участие в поисках потерпевшего аварию самолета П-5 № Л-736 Б. Фариха, который совершал первый перелет Усть-Цильма – Вайгач. За сутки на собачьей упряжке Иван Александрович промчался 150 километров, нашел и спас погибавших от холода и голода летчиков.

Самолет Фариха после аварии
Самолет Фариха после аварии

Еще через несколько лет, столкнувшись с знаменитым полярным летчиком Михаилом Водопьяновым, совершавшим в 1936 году перелет на землю Франца-Иосифа Иван Александрович пережил оскорбление, которое стало последней каплей. Он «золотопогонник», болтается «между белыми и красными» как….

Полярный летчик Михаил Водопьянов
Полярный летчик Михаил Водопьянов

Истощённый лишениями и унижениями прославленный ас вынести этого уже не смог. Пытался свести счёты с жизнью, заболел крупозным воспалением лёгких и 22 сентября 1936 г. умер.

Забытый герой

«Между белыми и красными» это горькая правда о человеке между жерновами гражданской войны.
Простой деревенский парень из–под Минска увлеченный небом, служил русскому царю, Белому движению, сербскому королю и Советскому Союзу. Прошел огонь, воду и медные трубы: войну с немцами, гражданскую, эмиграцию.

Есть очень интересные проекты по Первой Мировой войне «Забытые герои», «Украденная Победа», Иван Александрович Лойко летчик-ас на их страницах. Заслуженно. Посмотрите на награды.

Орден Святой Анны 4-й ст.;

Орден Святой Анны 3-й ст. с мечами и бантом;

Орден Святой Анны 2-й ст. с мечами;

Орден Святого Станислава 2-й ст. с мечами;

Орден Святого Владимира 4-й ст. с мечами;

Орден Святого Георгия 4-й ст. с лавровой ветвью «Россия»;

Орден Звезды Румынии.

Орден Корона Румынии.

Понравился материал? Ставь лайк, смотри другие материалы, например

Тридцать сребреников Петра Нестеренко