Когда я хочу узнать о тенденциях в современной живописи или о художниках прошлых лет, я ищу информацию в недрах интернета. Сейчас я собрала определенный круг сайтов, авторов, экспертов, которому я могу доверять. Некоторые нюансы я проверяю в энциклопедических источниках. Очень интересно читать дискуссии на профессиональных сайтах.
А как же происходил выбор полотен для коллекции Эрмитажа? Каким образом Екатерина II узнавала информацию о собраниях известных коллекционеров, выставивших свои сокровища на продажу?
У Екатерины были доверенные эмиссары, знатоки искусства и арт-дилеры, которые постоянно “охотились” за сокровищами. А средств на приобретение картин императрица не скупилась, считая это делом политическим, а не личным. Великий философ-энциклопедист Дени Дидро, его друг литератор Фридрих Мельхиор барон Гримм, посол в Пруссии князь Владимир Голицын, один из образованнейших людей Европы, использовали свои обширные связи для сбора нужной информации и первыми успевали совершить очень удачные сделки. О первом приобретении картин для Эрмитажа читайте здесь.
А сегодня я расскажу о самом значительном приобретении - коллекции финансиста Пьер Кроза.
Дени Дидро писал Этьену Фальконе, который по рекомендации Дидро работал над созданием памятника Петру I в Санкт-Петербурге, известному нам благодаря Пушкину, как Медный всадник:
«Я вызываю настоящую ненависть в обществе, — писал Дени Дидро Этьену Фальконе 20 марта 1771 года, — и знаете почему? Потому что посылаю вам картины. Вопят любители, вопят художники, вопят богачи… Императрица собирается приобрести собрание Тьера во время разорительной войны: вот что их унижает и повергает в смущение». (имеется ввиду русско-турецкая война 1768 - 1774 годов)
Пьер Кроза был богатейшим человеком при французском дворе конца 17 - начала 18 веков, но еще богаче был его брат Антуан, который был первым собственником французской Луизианы. Поэтому Пьера часто называли “нищий Кроза”, что бы отличать братьев.
Пьер постепенно стал предпочитать коллекционирование произведений искусства бизнесу. В его загородную резиденцию съезжались видные художники, скульпторы той эпохи. Он собирал все: книги, картины, предметы декоративно-прикладного искусства. Он первым стал коллекционировать майолику (керамику). Он слыл покровителем художников, у него во дворце жил и изучал живописный стиль Рубенса Антуан Ватто, венецианская художница Розальба Каррьера, писавшая в технике пастель, пользовалась покровительством Кроза.
Пьер Кроза издал 3 тома гравюр известнейших европейских картин.
Возможно, Екатерина II, за чашечкой кофе, просматривала эти каталоги и мечтала о том, чтобы эти произведения принадлежали Российской империи и украшали ее Эрмитаж. Мечты имеют особенность сбываться.
Прямых наследников у барона не было. После смерти коллекционера в 1740 году по завещанию часть коллекции была распродана на благотворительном аукционе. Это были резные камни и рисунки. Полученные средства по желанию Кроза были переданы на поддержку бедных, возможно, художников. Приобрел коллекцию резных камней герцог Орлеанский. В 1788 году вместе с другими предметами коллекции герцога, она будет приобретена для Эрмитажа.
Оставшаяся часть была завещана старшему племяннику маркизу Дю Шатель, а затем перешла к другому племяннику барону де Тьеру - страстному коллекционеру, выкупившему на благотворительном аукционе часть распродаваемых вещей Пьера Кроза, со временем приумножив ее, покупая все новые шедевры.
Женевский коллекционер и продавец картин Франсуа Троншен прослышал новости о продаже уникальной коллекции, сообщил об этом Гримму и князю Владимиру Голицыну, которые, заручась согласием Екатерины II, начинают задействовать связи. Дени Дидро непосредственно принимал участие в этой сделке. Коллекция продавалась целиком и была оценена в 460000 ливров, большие деньги, но эти вложения в будущем себя оправдали.
Дени Дидро посвятил много сил упаковке и доставке полотен в Россию. Одна из предыдущих покупок Екатерины II при перевозке попала в шторм. Судно “Фрау Мария” затонуло, были потеряны полотна известных голландских мастеров. Второе судно с пробоинами добралось до порта Санкт-Петербурга, сохранив часть коллекции.
Вместе с картинами были куплены книги по искусству: сборники гравюр, каталоги коллекций.
Давайте же посмотрим мои любимые картины из этого приобретения:
«Святое семейство» Рафаэль Санти
Ее еще называют "Мадонной с безбородым Иосифом". Рафаэль изобразил преклонный возраст Иосифа с помощью не таких явных примет, как борода, Он пишет человека с небольшими залысинами, глубокими морщинами на лице, опирающегося на трость.
«Юдифь» Джорджоне
Джорджоне прожил не долгую жизнь и оставил после себя не так много картин. “Юдифь” - одно из сокровищ Эрмитажной коллекции. После реставрации на картине раскрылись сочные цветовые сочетания, так характерные для венецианской школы живописи, к которой принадлежал художник. Манеру работы с цветом продолжил ученик Джоджоне - Тициан.
«Даная» Тициан
«Даная» Рембрандт
Две картины на один сюжет. К дочери царя Акрисия Данае, заключенной в башне, в образе золотого дождя приходит влюбленный в ее красоту Зевс. Посмотрите, как оба художника трактуют и передают этот момент.
«Вакх”, Рубенс
Картина украшала дом художника. Эта полотно - триумф человеческой плоти и веселья, написанная в любимом стиле художника - барокко.
О картинах из этой коллекции можно говорить бесконечно. Постепенно я буду рассказывать о них. Но на сегодня я благодарю вас и если вам понравилось - подписывайтесь на мой канал "Яна Зеленская - художник об искусстве" и вы не пропустите новых публикаций!