Послушать аудио выпуск: https://privet-menya-zovyt.mave.digital/ep-9
Метта медитация в подарок от Ильи: https://privet-menya-zovyt.mave.digital/ep-10
В этом выпуске мы поговорили о пути Ильи, о его сменах деятельности и пути в область медитаций.
Основная тема выпуска - медитация и метта. Она же безусловная любовь. Всей командой познакомились с ней в теории и на практике! И приглашаем вас!
П.С. И помните, что самая плохая медитация - та, которой не было!
РАСШИФРОВКА:
Илья: Дисклеймер: “Уважаемые слушатели. Все, что было сегодня сказано, не является истиной или абсолютным знанием. Это наша видение текущей ситуации. (смеются) Пожалуйста, исследуйте, узнавайте, читайте, слушайте еще другие разные мнения, собирайте свою общую картину, это очень важно.” Только проживая через себя, через свой ум, через своё тело, через свои опыты, через свои какие-то ситуации, вы найдете точное понимание, что есть что.
Давайте сделаем глубокий вдох. И спокойный, медленный вид. И еще.
Люся: Всем привет! Это подкаст “Привет, меня зовут”, Я Люся, рядом со мной Маша и Илья.
Илья: Привет, меня зовут Илья.
Люся: Мы поговорим про медитацию. И особенно про метта медитацию. У Ильи огромный жизненный опыт, который привел его к деятельности связанной с медитацией. И сейчас мы спросим у Ильи, каким образом мы оказались здесь и начали разговаривать про медитацию. Илья занимается не только этим, еще в его арсенале есть гонг медитации, игра лила, ретриты, и что-то еще, мне кажется, Илья, расскажи, пожалуйста, чем ты занимаешься и что сейчас входит в твой рабочий портфель.
Илья: Попробуем по простому, например. Мне 39 лет и к этому возрасту у меня одно высшее образование, две профессиональных переквалификации, одно зарубежное образование, и вот еще куча не пойми чего, непонятно, можно ли это отнести к образованиям, но, в общем, к своему возрасту я понял, что я специалист в исследовании жизни. Я бы так это назвал. Я не понимаю, чем я занимаюсь, я не понимаю, куда все это приведет. Единственное, что я понимаю, что мне нравится наблюдать затем, что происходит со мной, мне нравится исправлять то, что мне не нравится в происходящем со мной, и мне нравится взаимодействовать с другими людьми, смотреть, что у них интересненького и попытаться разобраться так, можно ли это как бы тоже попробовать. Вот, действительно на сегодняшний день, я, как и это называю, высадился на планету помогающих практик. Но вот тут я посмотрел очень интересный рилсик, и там девочка сказала, что перестаньте называть это помогающими практиками, потому что человек, к которому вы пришли, его задача вам не помогать, его задача сопровождать вас в вашем там, каком-то исследовании себя, и так далее и так далее. То есть идея простая, можно сделать жизнь любого человека чуть-чуть лучше. Я это пытался сделать, когда был инженером, потом я это пытался сделать, когда я был пиарщиком, я делал масштабные спортивные мероприятия, потом я подумал, что если снимать много рекламы про майонез, то тоже жизнь человека станет лучше (смеются). Единственно, только мазь для старичков с этим справлялась. (смеются) Кино тоже не очень пошло, и вот однажды я попал на гонг медитацию, честно говоря, пришел туда просто поспать.
И с тех пор стал этим заниматься, потому что мне хочется, чтобы у человека была возможность отдыхать, сохранять и восстанавливать свой ресурс исследовать себя, и в совокупности адаптироваться к окружающим каким-то факторам. Мы говорим о людях, которые живут в большом городе, где много стресса, где много задач, где много информации, вот эти инструменты, которые я сейчас вижу, и их изучаю, они действительно с этой задачей справляются очень хорошо.
Люся: Мы с Машей обсуждали недавно про твой путь, твой выбор медитации и сферы сопровождающей, помогающей, потому что у тебя на сайте написано про опыт выгорания, например, и когда ты работал в той же сфере кино, где мы собственно с тобой познакомились, интересно, что ты после нее решил выбрать для себя именно медитацию сферу как работу, а не медитацию, как помогающую практику для того, чтобы прожить опыт выгорания, как бы и выйти на новый уровень в той профессии, которой ты занимался.
Илья: А здесь все очень просто, никакой магии нет, я абсолютно испорчен горизонтальным ростом. Все очень просто. Мне совершенно не интересно расти по карьере вверх, масштабироваться, как только я все понимаю как устроено, если я еще вовремя это соображу, мне становится не интересно, поэтому все предыдущие мои карьерные, так скажем, профессиональные ответвления, они заканчивались там, где я понимал, что я больше ничего здесь нового не могу как будто бы узнать из того, что мне было интересно. Мне всегда было интересно что-то делать руками, взаимодействовать с людьми, то есть там писать стратегии, считать большие бюджеты, вот это мне не интересно. Мне интересно спускаться вниз и вот прям разбирать все на какие-то кирпичики, все это изучать, смотреть. Все мои смены профессии были в некотором смысле случайные. Кино, единственное, это сфера, в которую я пришел ответив в себе на вопрос, что же я хочу делать, на самом деле, вот если у меня нет никаких ограничений, финансовых, ни географических, ни по здоровью. Снимать кино, ответил я себе тогда. Очень быстро я там все понял, как, чего, куда нужно сделать. С текущей истории все было не так, все было по-другому, я просто пришел на мероприятие, где работал, это было большое музыкальное мероприятие, музыкальный перфоманс. Вот там была комната с гонгами, я пошел туда поспать. Я просто пришел, ничего не понял, что там происходило, но это произвело на меня такое впечатление, это изменило мое состояние эмоциональное и физическое, и затем я сидел в своей день рождения, спустя неделю, смотрел на красивый пейзаж, и думал, чем же бы мне заняться, вот что мне дальше делать по жизни, потому что то, где я был, я работал вторым режиссером, мне уже, как бы было примерно всё понятно. И я подумал, что за гонги такие, стал гуглить, выяснилось, что студия, которая считается самой лучшей, она рядом с моим домом. Я написал им везде, там на Facebook, в чатах, на сайте в форму, SMS “всё, что у вас ближайшее, есть, я хочу на все сессии”, и вот я стал ходить, и дальше оно всё стало складываться само. Здесь можно такой пример привести, вот часто говорят, в потоке, ещё что-то, ну вот, возможно такую можно аллегорию привести, то есть оно дальше стало складываться без практически моих каких-то усилий, по какому-то там преодолению, или чему-то, это мне просто нужно было брать, и говорить этому “да”. То есть я не планировал покупать гонг, но я его купил, потому что у меня была такая возможность, совершенно не собирался проходить обучение, но я подумал, а что нет, там всего два полноценных дня, ну классно, потусусь, и вот оно всё происходит. И с тех пор я просто понял, что безусловно я говорю себе, что я отвечаю себе на вопрос: что я хочу делать - мне вот это нравится. И я стал делать ретриты, ко мне присоединилась потом моя партнёрка Ани, которая ведёт йогу, и вот она, собственно, больше и гораздо глубже в вопросе медитации была специалистом и есть, и вот наше с ней взаимодействие тоже мне открыло вот эти вот новые возможности. Я смотрю на неё и думаю так, а что, ну-ка дай-ка, я разберусь. Я проходил какой-то курс у Будниковой, я там подписан на кучу всего, пытался что-то слушать, но оно всё для меня не работало. То, как это предлагалось. И тогда я понял, что надо искать свой способ. У меня был первый такой полноценный контакт с медитацией, когда на одном из первых моих ретритов в программе я написал “что-то там с медитацией”. Не то, что я был на тот момент, вообще какой-то специалист по медитации, но я никогда не боюсь вот предложить себе и другим, да, в формате диалога, давайте вместе разберемся и классно проведем время и чем-то там прокачаемся. И в момент, когда люди через 10 минут должны были зайти в зал, и там значит что-то должно было происходить, у меня ничего нет в голове, ноль программ, ну то есть нет ни идеи, ни концепции.
Я думаю так, ну работа художником-постановщиком меня научила следующему (смеются), что если надо решать задачу, надо просто идти в Леруа Мерлен. Ты заходишь и ходишь по всем рядам и просто такой “думай, вот что-то тебе должно сейчас прийти, информации придет из космоса, просто смотри, думай, смотри, думай.” И всегда реально работает, железно, то есть если ты что-то придумаешь, надо куда-то пойти, где есть что-то, за что ты можешь зацепиться и там как бы все, как пробку пробьёт, плотину прорвет и потечет водичка. Вот я захожу в зал такой, ну там как бы не как в Леруа Мерлен, там ничего нет, кроме ковриков, я смотрю, смотрю, думаю. Смотрю на коврики, они оранжевые и серые, двух цветов, я думаю так, 2 цвета значит, можно людей разделить на две минимум группы. Какие? Ну кто очевидно медитировал и кто не медитировал, то есть кто умеет медитировать, и кто не умеет медитировать. Я так положил круг и 2 цвета пополам, люди стали заходить, я думаю так, по крайней мере я выигрываю время, все пока будут рассаживаться. Я предлагаю, значит, сесть вот по такому делению, сам сажусь на два коврика одновременно, как бы на серый и на оранжевый, думаю, так тоже хитренький ход (смеются). И в итоге понимаю, что вот мы собственно собрались, а что делать непонятно. И я предлагаю первому человеку просто рассказать, что вот ты как бы сел на коврик не медитирующего, не умеющего медитировать, собственно в чем проблема, делись. И вот так постепенно прошла половины серых ковриков, потом стали говорить оранжевые и к концу этого круга мне стало понятно, что есть три проблемы, с которыми люди сталкиваются. Есть понятное примерное решение, как у тех, у кого получилось с этим разобраться, и мы начали об этом разговаривать. Я там дал задание, сядьте, настройте себе место для медитации, чтобы вас ничего не отвлекало, и мы медитировали, и в общем, с тех пор кружок по медитации, стал суперезапатентовенным приемом. И на основании этого я понял, что самое главное, что нужно делать, это просто начать с людьми разговаривать, что у них не получается. Не обязательно очень глубоко понимать историю медитации, все разновидности и так далее, важно понять несколько базовых вещей и ответ на вопрос, зачем мне это нужно. С этого, по сути, это все может начать распаковываться и дальше ты принесешь это в свою жизнь в таком объеме, в том виде, в котором это поможет тебе, собственно, решать какие-то поставленные задачи. Поэтому я не могу себя назвать ни экспертом по медитации, ни профессионалом, ни вообще никем, я могу себя назвать исследователем разных аспектов жизни, и вот медитация - это один из этих аспектов, который я исследую вместе с другими людьми, которым откликается то, как я у них что-то спрашиваю, то, что мы вместе с ними обсуждаем, то, что я могу им что-то где-то подсказать, и дальше мы просто видим результат. Когда на наших трансляциях нет звука 30 минут, а люди сидят и медитируют, а потом пишут “ну в принципе там ничего не было слышно, ну как бы мы же знаем, что делать, нормально, хоть в тишине посидели”. Вот и это как будто бы самая главная оценка того, что ты пробуешь сделать, чтобы эту тему кто-то как-то для себя смог в свою жизнь привнести.
Люся: Перед тем, как мы начнем говорить про медитацию, ради которой мы собрались сегодня, хочу спросить наш вопрос, который мы задаем каждому гостю. Какое качество ты ценишь больше всего в себе и в людях?
Илья: Я конечно прослушав все почти выпуски уже, мне кажется, 18 тысяч вариантов ответов этого подготовил, но они все все равно сводятся к одному. В себе я ценю единственное самое главное в себе качестве, это то, что я зануда в высшей категории, и это то, что позволяет мне продолжать эффективно существовать. Потому что если мне что-то надо разобраться, я это сделаю, как бы вот никаких препятствий. Я могу очень бесконечно долго о чем-то разговаривать, у моих друзей даже есть шутка про Екатерину II, что если у меня спросят, что я ел на завтрак, то мой рассказ начнется с Екатерины II. Но благодаря этому качеству занудства, я много могу узнать, потому что в ответе на простой вопрос мы обсудим примерно пол жизни человека. Вот и какая-то усидчивость, но при этом без слишком ярких, страшных отвлечений. Вот это, наверное, то качество - зануда, то, что мне помогает больше всего по жизни. Про людей тут кажется сложнее, потому что я всю голову сломал, как можно ответить на этот вопрос, и в моем понимании невозможно на него ответить каким-то одним качеством. Наверное, это все можно свести к индивидуальности, мне нравится в людях их индивидуальность, то, что как раз такие всевозможные отличия людей друг от друга, бесконечное количество различных качеств, это то, что интересно мне и то, что я ценю вот в такой проявленной вселенной в виде людей, поэтому, наверное, индивидуальность.
Люся: А теперь поговорим про метту. У тебя есть проект, он называется Metta and the city, расскажи, пожалуйста, о нем, как появилось ваше название и что же такое метта.
Илья: Вообще, конечно, подкаст про метту это лихой заход, потому что в целом это история, которая сейчас становится все более популярной, но это конечно, как бы такой эксклюзивчик. Обычно я привык с аудиторией, которая приходит на гонг, спрашивать, кто там был, кто знает. Вот хочется спросить, поднимите руку, кто знает, что такое мета-медитация?
Лес рук, лес рук. (Смеются) Давайте просто супер коротко, что такое метта медитация, чтобы дальше было понятно, что вообще происходит.
Медитация, да, все знают, какое-то могут дать себя определения, что это такое, там может быть мы после к этому вернемся, а метта медитация, это одна из разновидности медитативных техник. Это техника медитации, где мы концентрируемся на ощущении любящей доброты. Метта - это в буддизме состояние любящей доброты на уровне физического ощущения, которое мы можем зафиксировать в своем теле и его наблюдать, как-то его усиливать, учиться его вызывать по щелчку пальцев или по щелчку мысли и, собственно, метта медитация, это практика, которая позволяет вот это состояние культивировать, изучать, привыкать к нему и уже вместе с ним изменять качество своей жизни.
Что такое любящие доброта и что это за ощущение? Есть несколько сценариев, которые помогают нам в медитации это состояние у себя прочувствовать. Ну, например, самый простой пример, это вы можете вспомнить какой-то случай из детства, вы бежите по полю, вот это вот счастье разливается, свобода, все вам все нравится, все кайф, прям разрывает вас от этого счастья. Это состояние легко кому-то легко представить или, например, вы стоите и перед вами какой-то такой пейзаж неимоверной красоты, закат в горах, в океане, не знаю, и вам хочется разделить это чувство с другим человеком, потому что это настолько необыкновенно красиво, вы вот полностью проживаете весь спектр самых положительных эмоций, который может быть связан со свидетельствованием такого пейзажа. Или, например, вы держите какого-нибудь маленького котеночка, щеночка, и вот степень умиления, тому какое же это существо, его хочется прям любить, зацеловать и все такое. То есть вот это то состояние, которое называется меттой, это практика из буддизма, но сейчас она становится очень популярной, потому что, по сути, она проходит в максимально светском формате, не имеет никакого религиозного подтекста. И ее задача прочувствовать это состояние, найти у себя в теле как-то, проявить и дальше делиться этим чувством с разными людьми. И в итоге со всеми живыми существами на протяжении обычно 15, 25, 30 минут. Этого вот достаточно. Практику метта медитации можно встретить на випасанах, потому что это одна из составляющих випасаны, часто ее делают на всяких мероприятиях, на ретритах, то же, потому что это очень приятная классная история. Например, у детей состояние метты действительно, до 7 лет, они вообще плюс-минус примерно все время в этом состоянии, потому что у них нет никаких страданий, нет никаких проблем, ну только когда они там голодны, а все остальное время они постоянно созерцают что-то классное, что-то их радует, и, собственно, вот это вот состояние метты, когда ты открыт всему, когда ты счастлив, когда ты окружен заботой, и ты естественно всему испытываешь сострадание, счастье любовь, потому что ты по-другому, как бы, пока и не умеешь.
Маша: Очень крутая тема, что ты сам себе вызываешь это состояние и оно не зависит от события происходящих в твоей жизни. Причем то, что ты объясняешь, оно как бы похоже на тему типа позитивного мышления, позитивного отношения к жизни, но как будто бы оно не так просто устроено все равно. Потому что у меня был период, когда когда сил радоваться было как-то неоткуда взять, вот, причем про то, ощущение, которое ты говоришь у детей, я помню его в детстве, но то есть я это ощущение понимаю, я знаю, когда его чувствую, но оно реже с возрастом стало проявляться. Это такое вдохновение какое-то полное, прям хочется мир поцеловать. А именно касаемо темы позитивного отношения к жизни или позитивной мысли, вот эта вся история, я очень сильно как бы сначала была приверженцем этой темы, а потом она меня так стала раздражать, и стала так на нее злиться, говорить, да почему я должна улыбаться, быть такой веселый? И меня прям стало раздражать и все люди, которые про это стали мне говорить или в соцсетях и так далее. Вот интересно, что это разные темы, как будто бы. Вот типа мышления позитивное и ощущение вот этой доброты или позитивности. Ощущение и мысли, это две совершенно разные истории.
Илья: Абсолютно верно, они и есть разные. То есть одно дело это на уровне как бы ментальным, когда ты умом пытаешься придать всему какую-то положительную окраску или отценить, а другое дело, когда ты реально это проживаешь, то есть здесь это просто гораздо более сложный составной. То есть так только там нейроны у тебя бегают, а тут тебе надо как бы этими нейронами понажимать на всякие железы, чтобы повыделялись какие-то вещества, то есть я могу предположить с точки зрения физиологии, если спуститься, здесь ощущение это более сложное, то есть нужно подключать и органы чувств и так далее. И история, как бы находиться все время в позитивном мышлении, наверное, она некорректна просто потому что ты ограничиваешь себя от проживания других всех эмоций, которые все имеют место быть. Сейчас вот как бы здесь очень важно, я не профессор по метта медитации, да, я исследователь ее, где-то вот в начале пути, если мой путь 100%, то я вот где-то 0, 0001%, как мне кажется. Если обратиться к истории, если она идет из буддизма, там вся задача - перестать страдать и просветлеть. Поэтому сама по себе метта медитация - это что то, что противопоставляется страданию. То есть метта медитация существует, пока есть страдание, поэтому без страдания мы не можем как бы проживать что-то хорошее. Ну сейчас такой может быть не очень аккуратный философский заход.
Маша: (смеется) Мне нравится, что он вышел на метта медитацию. Так просто, жизнь есть страдание, а без страдания не будет радости, только ты через метта медитацию все объяснил, по-моему это интересно.
Илья: Ну да, на этом примере понятно.
Маша: Даже облегчило понимание этой темы как будто, этой фразы именно, которая такая тяжеловесная достаточно. Без страданий не будет этого, но без страданий не будет метта медитации (смеется).
Илья: Без страданий не будет медитации. Да, спускаясь до нас простых городских, может быть, в больших городов и не только, понятно, что наша задача вряд ли просветлеть. В лучшем случае, наша задача - просто чуть-чуть увидеть в том, что в жизни есть моменты, когда мы своими концепциями жизнь тупо усложняем, когда мы драматизируем, когда мы очень много расстраиваемся, желательно уменьшить вот эти концепции, которые мы строим, меньше драматизировать, меньше расстраиваться по пустякам, как-то себя накручивать, для того, чтобы сохранить этот ресурс. То есть, есть вот в будизме, такая понятная история, есть базовая реальность и концептуальная реальность. Базовая реальность - это те вещи, какие они есть. Красное - красное, там холодильник шумящий - это холодильник шумящий, тк там по трубам течет хладагент. Концептуальная реальность - красный, вот там я смородиной испачкался, я расстраиваюсь и так далее. А холодильник весь звук нам испортил на записи, и теперь... Ну то есть - концепции. Вот чем больше у нас концепции, тем больше наш мозг, как и я это для себя объясняю, тратит ресурсов, чтобы их все там смотреть, контролировать, обрабатывать. И много очень концепций, которые посвящены, как бы страданию, жизни - сложное сопротивление,преодоление, работа тяжелая, и в метро ездить надо, денег не на что не хватает. Вот мы страдаем, страдаем, все люди кругом, с ними сложно, потому что никто тебя не понимает, и так далее, и так далее. Вообще, практика сама по себе медитации, в первую очередь, и как ее подвид метта медитация, позволяют некоторое вещи нивелировать и некоторые концепции просто разрушать, потому что ты понимаешь, что если тебе там кто-то в магазине, продавщица что-то там ответила грубо, и вместо того, чтобы ей грубо тоже отвечать и только приумножать этот какой-то там дисбаланс раздражение, можно просто улыбнуться, ей мысленно послать метты фотончик один. И все, и пойти дальше, конец. Ей там лучик пульнуть, и пойти дальше. (смеются) То есть вот она эта концепция разрушается, но метта, понятно, она работает на положительное, вот и как бы позволяет нам решать задачи, связанные с преувеличением каких-то положительных реакций, положительных оценок, и в целом сострадания, любовь, добро, тепло и так далее, и так далее.
И помимо, как бы, продавщиц в магазине, что можно просто как бы весь мир исправить, ведь это может касаться ваших близких, родственников, коллег, то есть людей, с которыми вы очень плотно взаимодействуете. И возможно характер вашего взаимодействия, такой напряженный негативный, вызван не действительно конфликтом, который происходит, а некой вашей реакцией, вашей оценкой, которую вы там сами себе напридумывали, и сами её как бы создаёте и культивируете. Если практиковать метта медитацию, хотя бы изредка, или хотя бы даже просто разобраться в этой концепции и самому там как-то что-то просто подумать, попробовать, почувствовать, поэкспериментировать, то можно увидеть, что вообще с некоторыми коллегами можно реально помириться, с родителей можно как-то в чём-то больше простить или понять. Это всё возможно через вот такой инструмент, он этому помогает.
Маша: Это не может быть как типа розовые очки? Я в том, что ты говоришь, считываю, что метта помогает, наоборот, кристаллизировать отношения, что как будто бы ты более чисто начинаешь смотреть, то есть, как бы ты понимаешь, что это твоя личная сейчас обида или это действительно ты на человека обижен. Это так я сейчас понимаю, как ты рассказываешь. Вот и просто вот, Люсь, у тебя уже был опыт метты? Я хочу, чтобы вот вы поделились. Ты понял, да, вопрос про то, что они не может ли это быть розовыми очками? Что я сейчас в таком вот состоянии наполненном, всех прощаю, например, а, возможно, действительно, это проблема, и надо с ней разобраться?
Люся: Я тоже думала про это спросить, как типа пластырь на рану.
Илья: Смотрите, отличный вопрос. Метта медитация - это медитация, которая построена на ощущении, а не на сознательном каком-то образе, то есть, не на мысли. Розовые очки, которые мы можем одеть или пластырь, который мы лепим какой-то проблеме, он, скорее, может иметь характер ментальный. То есть, мы себе придумали, что на самом деле я их там, как бы люблю, хотя на самом деле их не люблю, и, может, мне вообще не надо любить. Метта - это состояние, которое не связано с ментальным никакой конструкцией. По сути, ты просто симулируешь некоторую ситуацию, в которой есть ты и есть, допустим, этот человек. Образ этого человеку у тебя в голове во время практики, и ты в процессе нахождения с ним в образном своем мышлении, ты делишься с ним этим состоянием. У тебя может не получиться, у тебя может получиться, ты можешь захотеть это сделать и в реальной жизни. Это может изменить твое мышление, не надев розовые очки, а показав реальное состояние вашего взаимодействия. Поэтому я думаю, что это может привести к такому некоторому обману, если это будет на уровне каком-то ментальном. Но если мы докатились уже до такой жизни, что мы практикуем метта медитацию и вообще как-то там об этом задумываемся, куда-то ходим, где это делается и так далее, то уже мышление немножко по-другому в этом контексте будет работать. И тебе, скорее всего, будет просто пофиг обманываю я себя или не обманываю, тебе будет просто хотеться опустить это до уровня вот этих базовых ощущений, базовых каких-то реальностей, где я просто понимаю, что да, это так или нет, это не так. Ну вот, надеюсь, получилось ответить.
Маша: Очень важный момент просто тоже для слушателей, что это не концепция головная. Чем это отличается от позитивного мышления, то есть ты можешь прийти, прожить этот опыт, и понять, подходит он тебе или нет. Это очень классно, что этот опыт проживается в теле. И мне кажется, это в принципе медитация, когда ты начинаешь приходить туда в головой, например, “я не думаю, я не думаю”, и ты не обязан не думать, ты можешь подумать. То есть там нет правил, на самом деле, каких-то супер жестких. Вот, человек, который очень хочет просветлиться, он прям такой с насилием к себе подходит в этой истории. Я у тебя читала на сайте про вопросы и медитативные практики, есть у меня уже в жизни такие? То есть не медитация, например, а там я пошла покурила, я люблю пить кофе, прогулка там, кто-то читает, танцует и так далее. И мне очень нравится такой подход, когда ты медитируешь в любое свободное время.
Люся: И вот наш вопрос, что же такое медитация? Расскажи, какие медитации ты практикуешь в своей жизни?
Илья: Медитация. Это вообще еще сложнее, тем метта и вообще всё, о чем мы сегодня говорили. Но по моему опыту ретритов и общения с ребятами, как-то в разговоре выяснилось, что человек пробовал и ничего не получилось. И говорю, ну давай, попробуем разобраться, и вот мы что-то там пробуем, практикуем, как-то исследуем везде. Есть три составляющих, которые стоит попробовать пройти для того, чтобы у вас что-то там начало получаться. Первое, это дать себе определение, что такое медитация. Вот, Люся, определение медитации?
Люся: Ого, как это мне вопросы задают? Для меня медитация - это фокус на чем-то какой-то период времени.
Маша: Я, наверное, так скажу, вот для меня самым инсайтным в медитации был момент связанный с дыханием. Когда я по аудио просто слушала и дышала, и там был момент, когда сказали про дыхание, что между вдохом и выдохом есть пауза. И вот я думаю, «Вау! Есть пауза!», и вот для меня пауза - это медитация. Ну, то есть, когда я могу быть в паузе, находиться и в голове там, в жизни и так далее, ну, типа, состояние паузы.
Илья: Кайф, вот для меня сегодня медитация - это отдохнуть. Такое я себе определение дал. Короче, у вас они гораздо более близкие к тому, что мы ожидаем услышать. Но, как будто бы определение медитации дать очень сложно, потому что для каждого это может быть что-то свое. И внутри даже дня это определение может меняться. Потому что в какой-то момент ты поймёшь, что типа, “Пауза-то пауза, а что в этой паузе происходит?” То есть медитация может быть глубже и так далее, и так далее. Но в целом, медитация - это практика концентрации внимания на каком-то объекте. Будь то, дыхание, паузы между дыханиями, звук, мантра, образ, визуальный какой-то объект. Там есть трансцендентальная медитация, тоже где они там определённые слова, по сути, как мантра произносят. Или метта медитация - где мы концентрируемся на ощущении. То есть это процесс, в котором есть объект, на который мы направляем свое внимание. Для того, чтобы…а дальше, вот вопрос, зачем тебе медитация?
Люся: Снова вопрос, на который я не готовилась. (смеется) Для того, чтобы учиться концентрироваться на каких-то делах и чуть придерживать свой беспокойный ум, который в постоянном хаосе и движении что-то пытается генерировать, и так как мне самой сложно было, раньше особенно, фокусироваться на одном деле какой-то длительный период времени, и вот этот беспокойный ум всё время бегал как вот играющие глаза примерно, по разным темам. Медитация мне точно помогает учиться этому фокусу, что я с помощью медитации потом могу это применить на работу и на какое-то одно действие, где я даже когда мою посуду, я фокусируюсь на посуде. То есть стараюсь не думать о том, что у меня там через полчаса надо ещё что-то сделать, ещё что-то сделать, ещё что-то сделать. И это очень же разгружает мозг.
Маша: Я сейчас не занимаюсь медитацией.
Илья: Ты же куришь и кофе пьешь?
Маша: Ну да, это я медитирую. Ну короче, да, вот курю и кофе пью.
Илья: Вот и здесь получается, что мы приходим к тому, что в целом, если мы хотя бы определили для себя, что такое медитация, следующая палочка выручалочка, это понять, зачем мне это нужно, то есть, что я получаю от этого процесса. То есть, мы понимаем, что мы получаем от процесса употребления пищи, мы понимаем, что мы получаем от чистки зубов, мы понимаем, что мы получаем от походов на работу и так далее. То есть у всего есть какая-то причина, зачем мы это делаем. То есть даже дум скролинг, нам понятно в целом, зачем мы это делаем. У всего есть это и ответив себе четко на вопрос, зачем мне это делать получается, что эта картина начинает полностью складываться. И тут тоже, у каждого, это будет что-то свое. И даже в течение времени это может меняться. Я для себя выработал такой удобный график: я с утра встаю, благо у меня есть такая возможность, рабочая и семейная, я встаю с утра и я первым делом иду и беру тетрадь а4 размера, и просто на одну страницу выписываю все, что у меня есть в голове. Каждый день будет разная, когда-то мне придет гениальная идея, когда-то просто список дел, когда-то просто сижу такой типа, ничего вообще нет как бы на повестке дня, ну так и напишу “ничего нет на повестке дня”и что-то там дальше разворачивается. То есть выгружаю вот именно первые какие-то штуки из сознания, дальше я сажусь и медитирую. Что я делаю? Я либо дышу, либо думаю, потому что просто в голове треш какой-то происходит, и для меня это тоже будет в этот момент и сегодня медитацией, то есть просто выгрузкой всего, или просто вот это бешеная обезьяна носится, я просто как бы вот с ней там ношусь, а иногда я сижу смотрю в точку, иногда я слушаю как помойка разгружается и загружается. Я позволяю любому процессу происходить, понимаю, что основная моя задача, если я захочу, это как бы вот чуть-чуть убирать лишние объекты с концентрации внимания, сводить их на что-то там самое простое, ну допустим, дыхание. Потому что сегодня я просто хочу отдохнуть или сегодня я хочу отстать от себя, более подходящее слово есть, но я не буду его произносить. И это тоже офигенный для меня результат медитации, просто отстать от себя, просто вот разрешить всему происходить так, как есть, или там, взять паузу, десять минут, я точно знаю, что меня никто не трогает, вот мне вообще все равно что там происходит с миром, десять минут меня не существует. То есть я беру, раздвигаю время и нахожу вот эту какую-то щель, в которой я сижу и все, там есть только я. Иногда это чтобы услышать себя, там еще что-то, еще что-то. Идея в том, что просто мы определяем, что это и объясняем себе зачем это. Дальше мы как бы такие “ну все мы поняли что, зачем, скорее же, садимся, включаем музыку, зажигаем благовония и вот через 13 секунд у нас уже затекла нога, нам уже неудобно, нечем дышать, и вообще что-то неправильная музыка и так далее. То есть мы приходим к тому, как это все происходит. И здесь тоже, что редко, когда, ну вот я наблюдаю редко, когда этому достаточно уделяется внимание, это то, в какой позе ты это делаешь. То есть было бы классно сказать, что вот вы можете просто подпихнуть себе все везде, где куда угодно, лишь бы только ваша спина была прямая, вас ничего на уровне физического тела не беспокоит, не отвлекает. Потому что это тоже становится объектом привлечения внимания. То есть, если у меня затекает нога, мое внимание будет в ноге, а не в дыхании, не в звуке, не в метте. Потому что у меня сводит ногу, сейчас она отвалится, хотя это чисто ум, и как бы на самом деле ничего не отвалится, и можно час просидеть, ее просто перестанешь чувствовать, и потом прекрасно побежишь, ничего не произойдет. То есть то положение и те обстоятельства, которыми мы себя окружаем. У медитации есть очень уже такой вот маркетинг, флер, потому надо, чтобы было то, се, пятое, десятое. Нет. По сути, ты можешь сесть где угодно, просто сидеть в таком положении, в котором тебя минимум отвлекают, твое физическое тело, лучше не лежать. Потому что лежание не всем подходит, так как вообще, если мы ложимся, мозг считается, что типа мы отдыхаем, бай. (Смеются) Ну, то есть это нормальная ситуация, в которой ум знает, что мы легли, мы сейчас будем спать. И все этому может быть способствовать. Это может быть тихо, если прикрыть глаза, то вдруг становится темно. Поэтому история с медитацией лежа это можно, это супер в плане тела, но важно понимать, что здесь появляется другой немножечко моментик, который важно учитывать, и если, допустим, ты физически истощен, утомлен и так далее, просто как бы тело возьмет верх, чем осознанность. То есть это просто, доступно, главное только понять, что же для тебя достаточно, чтобы этот процесс происходил. Кому-то очень сложно сидеть. Это тоже нормальная история, потому что подвижная психика, все, что угодно. Можно медитировать при ходьбе. Можно это делать дома, просто ходить два метра, туда - сюда, наблюдать за ощущениями в стопах, то есть вот я поставил пятку, вот я медленно всю стопу и так далее. То есть, чтобы внимание было в этом. Дальше что происходит, если внимание у нас концентрируется на каком-то процессе, дыхание, звук, все, что угодно, мы по идее отключаем вот эту историю с умом, и как бы одно из важных приобретений от медитаций, это вот успокоение ума , отключение ума. Ну мы его отключить не можем, потому что он, как бы, обеспечивает сознание, Дальше есть дыхание, это то, что обязательно должно быть, без чего, мы как бы меньше всего можем просто существовать. И дальше, движение, то есть без движения, мы дольше можем, как бы, просуществовать, поэтому постепенно убирая одно за другим, мы, как бы, приходим себя, что, в истории с дыханием, это самая простая, самая базовая история медитативная, которую можно практиковать, где угодно, при каких-либо условиях ничего для этого не нужно. По глубине и качеству, да, это может быть самым таким, плодотворным процессом.
Люся: Я думаю, что можно перейти к последнему вопросу. Это, что тебя вдохновляет? А потом мы ещё сделаем медитацию.
Илья: Идея простая. Я могу предположить, что на данный момент, исходя из того, как устроен мой мир, а он устроен следующим образом - мы все время меняемся. Что этот принцип непостоянства и так далее. То есть никогда ни что не есть как оно есть, оно уже всегда в новом виде. Соответственно, все, что мы можем делать, это просто постоянно меняться и пробовать меняться в том направлении, которое нам откликается, обязательно прикладывать усилия. И меня вдохновляет вот эта необходимость все время куда-то нестись, даже не по своей воле, иногда, иногда против своей воле, но за счет этого тебя всегда что-то удивляет, у тебя всегда есть над чем подумать. Вот, пожалуй, если кто-нибудь вообще понял, что я имел виду.
Люся: Движение - жизнь!
Илья: Движение - жизнь. Очень философски. (смеются). Нет, меня вдохновляет, что... Да, движение - жизнь. (смеются) Все, погнали метта медитацию!
Люся, Маша: Спасибо Илья! (хлопают) .
Илья: Что ж, спасибо всем огромное за то, что слушали нас, пытались разобраться вместе с нами, смеялись, надеюсь не плакали, что-то новые узнали. И для того, чтобы закрепить этот материал, мы вам даем домашние задание, которое нужно сделать незамедлительно после того, как закончится запись подкаста.
Сядьте в удобное положение, там, где вы находитесь, прямо со спиной прямой, или если можно облокотиться на спинку стула, к стене, в общем, чтобы вас ничего не отвлекало, и десять минут, можете поставить будильник на телефоне, просто подышите. Подышите, понаблюдайте за процессом дыхания, если ваша мысль куда-то вас уносит, начните прямо проговаривать, описывать про себя процесс дыхания, как вы вдыхаете, какой воздух, вы выдыхаете, как он внутрь попадает, как он там щекочет пазухи и так далее. Побудьте в процессе дыхания, разрешите этой медитации как угодно пройти, но самое главное, вот мы столько всего проговорили, сделайте себе такой якорек и просто закрепите, что это возможно, это просто, это доступно можно просто посидеть и подышать, если будете отвлекаться на мысли о подкасте, снова переводите внимание на процесс дыхания и, что же, прекрасной вам медитации.
Полезные ссылки Ильи:
Телеграм канал Metta and the city: https://t.me/metta_and_the_city
(2 раза в неделю Илья и его партнёрка Ани проводят бесплатные сессии метты онлайн)
Заботливый сайт Ильи: https://ilyazhuravlev.com
И Илья в запрещенной сети: https://instagram.com/mozhno_gromche?igshid=MzRlODBiNWFlZA==
Неизменная суперкоманда подкаста:
Люся Кравцова и Маша Сопец - авторки проекта;
Алена Васильева - звукорежиссер и создательница уютной студии звукозаписи на дому;
Оля Альпака - автор обложки подкаста, создательница иллюстраций, а ещё музыкант и автор нашего игривого джингла;
Оля Ворожцова - smm-менеджер.
Делитесь подкастом со своими близкими, друзьями, знакомыми! Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые выпуски! Будем рады вашим лайкам и отзывам!
Будьте открыты!
На связи, ваши Люся и Маша ❤
А ещё можно поддержать проект на boosty: https://boosty.to/privet-menya-zovut5/donate