Найти тему

Тень сухогруза «Анна Ф.»

Есть в Заостровье мыс Гвардейский, который местные называют «Грек». Его лучше всего видно с пирса возле резиденции президента.

— Мы ходили к (на) Греку...
— Там, за Греком (Грекой)...
И старожилам понятно, где это. 

Мыс Гвардейский — Грек с пирса
Мыс Гвардейский — Грек с пирса

— Почему Грек? 
— Там сел на мель греческий корабль.

Но в 2010 году его я уже не увидела, поэтому стала искать информацию о нем.

«Грек»: греческое судно, севшее на мель возле Пионерского
«Грек»: греческое судно, севшее на мель возле Пионерского

Балтийский альманах сообщил, что в 1972 году у берегов Пионерского потерпел крушение греческий сухогруз «Анна Форет».

Он десятилетия стоял возле берега и разваливался по частям.

В 2002 году в «Комсомольской правде» вышла возмущенная заметка. Мол, на дворе уже 2002 год, а сухогруз стоит в море и загрязняет его: «Под водой на глубине 4 метров лежат 12 танков, каждый емкостью до тонны топочного мазута».

Фото из интернета
Фото из интернета

Грек исчез в середине 2000-х, когда и как — никто не помнит подробности. Говорят, судно развалилось, его распилили на куски и вытащили из воды. Осталось только название — «Анна Форэт».

Гугл сообщил, что судно построили в 1948 году на верфи Scotts Shipbuilding & Engineering Greenock. Первое название SULIMA, второе — MANO. В 1967 году получило название ANNA F. Греческий сухогруз «Анна Форэт».

Мазут, железо, ржавчина — это снаружи. А внутри? Хочется историй. Мальчишки и девчонки из Пионерского, кто посмелее, плавали к Греку, исследовали его внутренности.

Но подробности не рассказывают. Для них он как растущее во дворе дерево: оно всегда было и останется навсегда, — смысл им интересоваться? 

Мыс Гвардейский
Мыс Гвардейский

Мое любопытство удовлетворила книга Юрия Иванова «Легенды Куршской косы». В ней «случайно» нашлась история судна.

Юрий Иванов пишет:

«Лет двадцать назад, ранним утром, после сильнейшего на Балтике шторма, его увидели обходящие пустынный берег пограничники. Огромный пароход с зажжёнными огнями возле самого берега! Была поднята тревога. На судно переправилась группа пограничников. Оно было пустым. Ни души! Ни единого человека, хотя многое говорило о том, что люди тут были. И совершенно недавно. В каютах расстеленные койки, вещи в распахнутых шкафчиках-рундуках, обеденные приборы в кают-компании, пепел в пепельницах, еда, сигареты.

Что это за таинственная «Анна Ф.»? Откуда взялось это судно? Вначале оно было взято под охрану. Потом выяснилось, что это судно тянули на буксире из Испании в Финляндию, где его должны были разрезать на металл. Начался страшный шторм. Ураганный ветер сносил оба судна, и то, которое буксировало «Анну Ф.», и саму «Анну» к обрывистым берегам Земландского полуострова. Перегонная команда, одиннадцать человек, бросили «Анну Ф.», кое-как, на спасательном боте, перебрались на судно-буксировщик и стальной трос, при помощи которого буксировалось судно, обрубили. Когда «Анна Ф." оказалась на камнях, то корпус его переломился. Специалисты подсчитали: вытаскивать его отсюда обойдётся во много раз дороже стоимости всего металла, из которого состоит этот старый пароход. Вскоре охрана была снята. Куда-то исчезла мебель, столы, диваны, кресла, ковры, посуда… В один из дней, кое-как добравшись вплавь до высоченного железного борта судна, на нём побывал и я. Со своей внучкой Мариной. О, как таинственно всё там было! И даже страшно! Все эти брошенные моряками каюты, огромное, пахнущее маслом машинное отделение, ходовая рубка, «капитанский мостик»…

Ну разве что не раскрыта тайна названия. Но пусть останется тайной. 

-5

Мыс Гвардейский вообще достаточно мистическое место. Неподалеку от этой точки один прусский жрец в XVI веке совершал языческий обряд, чтобы отогнать корабли врагов от берега.