Есть в Заостровье мыс Гвардейский, который местные называют «Грек». Его лучше всего видно с пирса возле резиденции президента.
— Мы ходили к (на) Греку...
— Там, за Греком (Грекой)...
И старожилам понятно, где это.
— Почему Грек?
— Там сел на мель греческий корабль.
Но в 2010 году его я уже не увидела, поэтому стала искать информацию о нем.
Балтийский альманах сообщил, что в 1972 году у берегов Пионерского потерпел крушение греческий сухогруз «Анна Форет».
Он десятилетия стоял возле берега и разваливался по частям.
В 2002 году в «Комсомольской правде» вышла возмущенная заметка. Мол, на дворе уже 2002 год, а сухогруз стоит в море и загрязняет его: «Под водой на глубине 4 метров лежат 12 танков, каждый емкостью до тонны топочного мазута».
Грек исчез в середине 2000-х, когда и как — никто не помнит подробности. Говорят, судно развалилось, его распилили на куски и вытащили из воды. Осталось только название — «Анна Форэт».
Гугл сообщил, что судно построили в 1948 году на верфи Scotts Shipbuilding & Engineering Greenock. Первое название SULIMA, второе — MANO. В 1967 году получило название ANNA F. Греческий сухогруз «Анна Форэт».
Мазут, железо, ржавчина — это снаружи. А внутри? Хочется историй. Мальчишки и девчонки из Пионерского, кто посмелее, плавали к Греку, исследовали его внутренности.
Но подробности не рассказывают. Для них он как растущее во дворе дерево: оно всегда было и останется навсегда, — смысл им интересоваться?
Мое любопытство удовлетворила книга Юрия Иванова «Легенды Куршской косы». В ней «случайно» нашлась история судна.
Юрий Иванов пишет:
«Лет двадцать назад, ранним утром, после сильнейшего на Балтике шторма, его увидели обходящие пустынный берег пограничники. Огромный пароход с зажжёнными огнями возле самого берега! Была поднята тревога. На судно переправилась группа пограничников. Оно было пустым. Ни души! Ни единого человека, хотя многое говорило о том, что люди тут были. И совершенно недавно. В каютах расстеленные койки, вещи в распахнутых шкафчиках-рундуках, обеденные приборы в кают-компании, пепел в пепельницах, еда, сигареты.
Что это за таинственная «Анна Ф.»? Откуда взялось это судно? Вначале оно было взято под охрану. Потом выяснилось, что это судно тянули на буксире из Испании в Финляндию, где его должны были разрезать на металл. Начался страшный шторм. Ураганный ветер сносил оба судна, и то, которое буксировало «Анну Ф.», и саму «Анну» к обрывистым берегам Земландского полуострова. Перегонная команда, одиннадцать человек, бросили «Анну Ф.», кое-как, на спасательном боте, перебрались на судно-буксировщик и стальной трос, при помощи которого буксировалось судно, обрубили. Когда «Анна Ф." оказалась на камнях, то корпус его переломился. Специалисты подсчитали: вытаскивать его отсюда обойдётся во много раз дороже стоимости всего металла, из которого состоит этот старый пароход. Вскоре охрана была снята. Куда-то исчезла мебель, столы, диваны, кресла, ковры, посуда… В один из дней, кое-как добравшись вплавь до высоченного железного борта судна, на нём побывал и я. Со своей внучкой Мариной. О, как таинственно всё там было! И даже страшно! Все эти брошенные моряками каюты, огромное, пахнущее маслом машинное отделение, ходовая рубка, «капитанский мостик»…
Ну разве что не раскрыта тайна названия. Но пусть останется тайной.
Мыс Гвардейский вообще достаточно мистическое место. Неподалеку от этой точки один прусский жрец в XVI веке совершал языческий обряд, чтобы отогнать корабли врагов от берега.