Найти тему
Хозяюшка МарТа

Можно ли увеличить пенсию по пункту 17 статьи 14 173-ФЗ?

Вопрос, который мне задают чуть ли ни через раз - это применение пункта 17 статьи 14 закона № 173-ФЗ.

При этом, как правило не спрашивают от пунктах 18 и 19 той же статьи.

Картинка позаимствована с ресурса bondik-kids.ru
Картинка позаимствована с ресурса bondik-kids.ru

Давайте разберемся, чтобы понять, а что же нужно сделать, чтобы данные пункты заработали.

По сути, 17-19 пункты - это нормы увеличения и уменьшения фиксированной выплаты к пенсии (которая ранее называлась базовой частью) в зависимости от продолжительности приобретенного на момент достижения возраста назначения пенсии на общих основаниях, который был установлен законом 173-ФЗ. Ну, то есть, до повышения.

Сначала о том, какие периоды засчитывались для определения размера нужного для этих пунктов стажа. Это указано в пункте 19 статьи 14.

Естественно, это периоды работы, а также срочная служба в армии, период ухода за ребенком до 1,5 лет, уход за лицом старше 80 лет (или инвалидом) в том случае, если гражданин на тот момент ещё не получал пенсию и не работал, проживание жен-мужей военнослужащих там, где они не имели возможности по мету службы супруга устроиться на работу и проживание супругов дипломатов вместе с ними, когда супруги выполняли свою миссию.

То есть, в такой стаж не включались больничные, периоды получения пособия по безработице, а также периоды необоснованного содержания под стражей, указанные в статье 11 закона 173-ФЗ - иные периоды, включаемые в страховой стаж.

При этом в обязательном порядке должно было быть соблюдено правило наличия до или после такого периода работы, то есть нормы пункта 2 статьи 11.

Пункт 17 очень привлекает внимание моих читателей, которые вышли на пенсию в периоды действия законов 340-1 и 173-ФЗ, и выработали стаж больше 25 лет для женщин и больше 30 лет для мужчин. Оно и немудрено, раньше-то нормально работали все. На тех, кто не работал смотрели как-то даже с подозрением.

А "плюшка", обещанная этим самым 17 пунктом, очень даже привлекательная. Повышение на 6% базовой части пенсии за каждый полный год, сверх 25 лет стажа у женщины или 30 лет для мужчины.

Такое повышение планировалось установить каждому, у кого был указанный стаж по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. То есть досрочники должны были сначала дорасти до этого возраста, и только после достижения заветных 55-60 получали право на подобное повышение.

Но одновременно с этим для тех, у кого стаж на не достигал этих 25 и 30 лет пунктом 18 устанавливалось снижение величины базовой части пенсии на 3% за каждый полный год, недостающий 25-30 лет. Причем положения вот этого пункта 18 касались только тех, кто выходил на пенсию на общих основаниях, то есть подавляющего количества пенсионеров. А досрочников это уже не касалось.

А мы с Вами знаем, что до 2015 года для назначения пенсии в 55-60 лет требовался стаж не менее 5 лет, а с 2015 года требования к стажу стали повышаться на 1 год ежегодно, в результате чего на 2023 год, чтобы Вам назначили страховую пенсию, нужно не менее 14 лет стажа. То есть очень многим из тех, кому назначили пенсию при стаже 5-10 лет, размер пенсии уменьшился бы, и существенно.

Оба эти пункты были введены в закон 173-ФЗ в 2009 году. Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ внёс эти изменения и обозначил порядок вступления их в действие. Статья 37 часть 3 этого закона устанавливала, что повышение (понижение) базовой части пенсии начинает применяться с 01.01.2015 года. А статья 41 также устанавливала введение в действие части 3 статьи 37 с 01.01.2015 года.

Но базовая величина размера стажа для снижения на 3% за каждый год, не достающий до требуемого стажа, не сразу устанавливалась именно 25-30 лет, а изначально была равна 9 годам и ежегодно увеличивалась, пока не дошла бы до цифр стажа 25-30.

Принимая в 2009 году эти положения, законодатели, конечно, ещё не предполагали, что с 01.01.2015 года вступит в силу новое пенсионное законодательство.

И в законе все эти три пункта присутствуют до сих пор.

Поэтому у людей, имеющих большой стаж, и возникают вопросы по применению пункта 17. О пункте 18 никто не спрашивает, так как это же уменьшение пенсии, а не её увеличение. И это вполне естественно, кому же хочется получать пенсию меньше, чем назначили, всем хочется больше.

Сразу надо сказать, что эти пункты никак не касаются тех, кому пенсия была назначена уже после 01.01.2015 года, так как для таких пенсионеров действует только 400-ФЗ, кроме расчета страховой части пенсии до 01.01.2015 года.

И вот как смотреть на данный вопрос с точки зрения правильного применения законодательства?

Вступивший в силу 400-ФЗ отменил действие предыдущего 173-ФЗ с даты своего вступления в силу, то есть с 01.01.2015 года, оставив из старого закона только нормы, по которым рассчитывают нам страховую часть пенсии (то есть превращения в деньги стажа и заработка до 2002 года и расчет части пенсии, заработанной в 2002-2014 годах за счет поступивших на лицевой счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

Таким образом, фактически эти пункты, не успев вступить в действие, были отменены. Ведь в 400-ФЗ аж две статьи, 16 и 17, посвящены фиксированной выплате и её возможным повышениям. Понижение при этом установлено только при назначении пенсии по инвалидности в случае третьей группы, когда фиксированная выплата выплачивается в половинном размере.

И вот тут, конечно, возникает вопрос: а почему? А почему нормы, которые, в принципе, уже были в предыдущем законе, не вошли в новый? Фактически налицо придание закону обратной силы. Моё мнение, что наши законодатели здесь просто напросто, или не доглядели, или невнимательно прочитали (а, может, и совсем не читали) предыдущий закон. Но факт остаётся фактом. Закону придана обратная сила и эта норма вступив в силу с 01.01.2015 года, с этой же даты "почила в бозе". Так как она никаким боком не касается расчёта страховой части пенсии.

Как поступать, чтобы данные правила стали действующими?

Вообще, этот вопрос, конечно, нужно задавать нашим депутатам ГД, которые принимают всякие изменения в законы. Ведь принят же был пункт 7.2 в статью 22 о перерасчете пенсии с даты назначения в случае выявления обстоятельств, имевших место до даты назначения пенсии. А ведь это, по сути, просто возврат к нормам пункта 3 статьи 30.3 предыдущего 173-ФЗ. Ведь, если прочитать внимательно, как были составлены положения действующего закона о перерасчёте пенсии до включения в него этой нормы, то все перерасчёты делались фактически только по заявлению, и только с 1 числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления. Ну, кроме достижения 80 лет, смены группы инвалидности или достижения иждивенцем соответствующего возраста. Но тоже с 1 числа месяца, следующего за датой наступления таких обстоятельств. То есть нормам перерасчёта пенсии с даты назначения, имеющимся в предыдущем законе, была придана обратная сила.

И я не вижу препятствий для возврата применения этих норм и включения их в действующее пенсионное законодательство. Для тех, кто трудился долго и честно, размер пенсии увеличился бы, а для тех, кто только-только наскрёб требуемый стаж, пенсия была бы ниже. И, в принципе, не обижайтесь обладатели маленького стажа, это справедливо.

Поэтому сдвинуть этот вопрос с места может только обращение к депутатам ГД, а фактически сделанный запрос по разъяснению законодательного акта.

С точки зрения теории права любое разъяснение (толкование) нормативных правовых актов осуществляется государственным органом, которым принят (издан) соответствующий акт. Есть ещё один вариант - запрос на разъяснение закона в рамках судебного производства при рассмотрении конкретных обстоятельств дела.

Вот и подумайте, хотите ли Вы увеличения своей пенсии? А если да, делайте соответствующие запросы законодателю.

Ваша Хозяюшка МарТа.