Вопрос общественного транспорта занимает одно из главных мест в урбанистике, области градостроительства, изучающей организацию комфортного городского пространства. Трамвай же является одним из лучших вариантов решения данного вопроса. Но почему?
В российских городах трамваи стали появляться ещё в XIX веке, когда люди только открыли для себя данный вид транспорта, но уже к 1990 от трамвая стали повсеместно отказываться: у большого людей появилась возможность иметь личный автомобиль и многие сочли его гораздо привлекательнее для себя, чем общественный транспорт, включая и трамвай.
После резкого повышения автомобилизации уничтожение качественного общественного транспорта продолжилось: чиновники предпочли не ремонтировать изнашивающуюся трамвайную систему, а купить новых «маршруток» и автобусов, продолжая постепенно убивать трамвай, что в некоторых городах даже удалось.
«У нас действительно смотрят в городах на трамвайную систему как на то, что можно продать, распилить, сдать на металлолом... Зачем всё это спонсировать, если замечательные «маршруточки»!
- Илья Варламов, из видео «Варламов про Ангарский трамвай».
Сейчас отказ от трамваев продолжается, хотя этот процесс и начал тормозиться. Пример торможения - федеральные программы по массовой замене электротранспорта, куда входит и трамвай.
Но всё же, почему трамвай куда лучше, чем автобусы, «маршрутки» и так полюбившиеся городским чиновникам электробусы?
Первое, и, пожалуй, самое важное - экологичность. Все чиновники стали покупать в свои города электробусы, последовав московскому примеру, но никто из них не подумал, что у электробуса есть аккумулятор, и даже не один, а их утилизация дорогая, так ещё и довольно сложная.
Отсюда же вытекает и второе преимущество трамвая перед электробусом: у трамвая вообще нет батареи. Пока электробус и его водитель простаивают, ожидая полной зарядки аккумуляторов, трамвай едет с одним вагоновожатым. Следовательно, для беспрерывной работы трамвайной линии нужно значительно меньше единиц транспорта и водителей, чем для работы линии электробусов. Это также означает, что тут трамвай выгоднее ещё и с экономической точки зрения: не нужно покупать лишней техники, не нужно платить зарплату лишним сотрудникам.
Третий плюс трамвая - вместимость. Трамвай за раз может перевозить от 100 до 500 человек, в то время как на это же количество человек понадобится 2-10 электробусов/автобусов.
Отсюда выходит ещё одно достоинство трамваев: их можно удлинять, добавляя новые вагоны и тем самым увеличивая вместимость каждого трамвая, при этом не покупая отдельный трамвай и не нанимая, опять же, лишних людей.
Четвёртое преимущество трамваев, которое стоит узнать чиновникам: себестоимость перевозки одного пассажира на трамваев на 40% ниже, чем на автобусе. Трамваю не требуется топливо (а электроэнергия - более экономный вариант благодаря тому, что у трамваев трение метал о метал ниже, чем у автобусов трение колёс об асфальт), его срок службы вдвое дольше, чем у автобуса, трамвай значительно чище и меньше загрязняет итак грязные города.
Главный недостаток трамвая - его стоимость.Так, трамвай «Витязь» стоит 95 млн рублей, а автобус ЛиАЗ-6213 в 10 раз меньше, 9,5 млн рублей. Но все-таки стоит учитывать, что в долгосрочной перспективе трамвай обойдётся городу куда дешевле, экологичнее и эффективнее.
Но мало просто купить трамвай и разбросать по дорогам рельсы, чтобы трамвай ходил одновременно с автомобилями.
Трамвайные пути обязательно должны быть обособлены от дороги или имеют свою полосу движения. Пока автомобили будут стоять в пробках, трамвай будет ехать. Между личным автомобилем, автобусом без выделенной полосы движения или такси люди выберут трамвай.
В итоге - трамвай один из лучших видов общественного транспорта, если дать ему правильную инфраструктуру. Это эффективный, экологически чистый, красивый транспорт, который нужно расширять, внедрять и возвращать в города.
У Тюльпанова есть свой Telegram-канал: