Сегодня давайте поговорим об удивительном фотопроекте одного британского фотографа который, как мне кажется, впечатлит и вас. Больше сотни действующих на тот момент военных отошли от боевых действий, изобразив игрушечных солдатиков с одной простой целью - чтобы как можно больше людей узнали о кровавой и вялотекущей гражданской войне, унесшей сотни тысячи жизней. Вдумайтесь, военные играют на камеру игрушечных солдатиков, чтобы обратить внимание мира на реальных жертв.
В рунете нет ни одной публикации о проекте Саймона Бранна Торпа "Toy soldiers", так что эта статья будет длинной. В ней кратко расскажу о вооруженном конфликте, стоящем за фотографиями, об авторе и его снимках в рамках данной серии. Сразу оговорюсь - далек я от искусства в целом и фотографии в частности, так что здесь будет эдакая смесь моего собственного восприятия работ Торпа, его личных комментариев и оценок критиков и журналистов.
Предыстория
Африка - настоящая пороховая бочка, где десятки лет тлеют конфликты между отдельными племенами, народностями и странами, периодически перерастая в полноценные боевые действия. Этнические и религиозные чистки, военные преступления, использование детей в качестве солдат и другие жестокие и даже жуткие вещи царят в ходе таких локальных войн, но широкого освещения в мировой прессе они не находят. Такова наша жизнь, выход в свет монаршей особы второй раз в одном и том же платье куда более важный инфоповод. Самое забавное, я сейчас даже не утрирую, это частый повод для публикации в СМИ. Отвлеклись.
Одним из таких регионов "вечной войны" является Западная Сахара, где уже более пятидесяти лет идет междоусобица Марокко и Сахарской Арабской Демократической Республикой (САДР). С 1975 года и по настоящее время в ходе вооруженных столкновений погибло больше 13000 военных с обеих сторон, десятки тысяч гражданских вынуждены были покинуть территорию Западной Сахары и осесть в других регионах. Хотя формально между сторонами еще с 1991 года действует перемирие, фиксируется большое локальных перестрелок между сторонами, увеличивая и без того большое число потерь.
Отдельного упоминания заслуживает Марокканская стена - линия укреплений длиной в 2500 км, которая отделяет контролируемые Марокко оккупированные (спорные) территории от "Свободной зоны", управляемой САДР. Вышки, колючая проволока, минные поля, блокпосты и прочие "прелести" - все это ещё называют "Стеной позора".
Полагаю, что как минимум часть моих читателей слышит об этом конфликте впервые. Я вот узнал об этом всем только при подготовке материала к публикации. Именно для этого - обратить внимание на проблему - Саймон Бранн Торп и решился на столь смелый проект.
О проекте
А ведь затея и правда смелая и дерзкая. Британский фотограф смог договориться с командиром одного из подразделений САДР для того, чтобы ему выделили солдат и военную технику, уговорил солдат позировать и провел съемку в зоне, пусть и вялотекущих, но боевых действий.
Результатом стали десятки интервью, несколько профильных наград и изданная книга. Так о чем его "Игрушечные солдатики"?
Это достаточно большой цикл из 130 фотографий, сделанные в седьмом военном округе Мехаирез Западной Сахары в период с 2010 по 2012 годы, включая период подготовки к съемкам и работы с итоговым материалом. Сами фотографии можно разделить на три большие категории: Сражение в пустыне, Солдатики и Портреты. О каждой из них давайте поговорим отдельно.
Сражение в пустыне. Это самая масштабная часть, где мы можем увидеть типичные игровые сцены с солдатиками в исполнении военных. Мы привыкли к тому, что солдатики - это игрушки, изображающие военных, а тут военные изображают солдатиков. Вроде достаточно простой ход, но целей своих достигает - критику войны и человека в ней как безликого расходного материала передает. И, знаете, некоторые снимки оказываются очень интересными композиционно и при этом, уж простите мне мой синдром поиска глубинного смысла, очень глубокими. За счет ракурсов и общей пустынности окружения Торп ломает наше восприятие масштаба и люди в кадре действительно ощущаются как игрушки где-то в огромной песочнице. Возьмем для примера два снимка ниже:
На этом снимке "живые" солдатики расположились в старой воронке от, вероятнее всего, авиабомбы. Военные в воронке от авиабомбы изображают детскую забаву - игру в солдатиков. Мне кажется, это очень крутая задумка. Игра в войну на настоящем поле боя - очень сильный кадр, если так задуматься. И это не единственный случай, где Торп прибегает к эху боевых действий, местами сильно добавляя настоящей драмы:
Солдаты играют солдатиков вокруг подбитого танка. Спасся экипаж или нет - мы не знаем, да и кому машина принадлежала - тоже вопрос. И от ответов на эти вопросы, которые мы сами для себя дадим, отношение к композиции тоже существенно меняется.
Но не все фотографии в этом блоке посвящены людским трагедиям и жизням, некоторые из них должны показать жестокую и суровую красоту Сахары, в сравнении с которой обычный человек, как и его конфликты, совершенно незначительны и просто теряются на фоне мощи природы. Люди уйдут, конфликты сменятся один на другой, а эти скалы будут тому безмолвными свидетелями. Это прекрасно видно, как мне кажется, на следующем снимке:
И, да, это все еще живой человек, кажущийся маленькой игрушкой на фоне гор и бесконечной пустыни. К слову о мастерской постановке кадра и игрой с масштабом.
Вторая большая часть фотографий посвящена теме солдатиков, где военные стоят на одиночных фото, повторяя известные, наверное, каждому игравшему в солдатиков, позы.
Интересным решением стало наименование каждого из снимков - Toy soldier №1, № 2 и так далее, вроде простой прием, но очень интересно подчеркивает безликость каждого индивидуального солдата в общей военной машине.
Третья часть - портреты. Здесь собраны фотографии части военнослужащих, что участвовали в съемках. От совсем молодых ребят, до седобородых стариков - каждый из них стоит перед камерой, закрыв глаза. Вместе этот цикл снимков создает достаточно жуткое впечатление, словно смотришь на уже мертвых людей. Возможно, некоторые из них уже действительно погибли в одной из многочисленных боевых стычек, что имели место с 2012 года до настоящего времени.
А теперь давайте отметим использованные фотографом референсы. Начнем с самого очевидного - Флага над Иводзимой. Сделанный Джо Розенталем снимок поднятия флага американскими морскими пехотинцами над горой Сурибати стал одной из самых известных фотографий эпохи Второй мировой войны. Он стал основой для одной из постановок Торпа:
Вторым референсом стал другой известный снимок - Черно-белая фотография Роберта Капы, на которой изображена смерть испанского солдата в ходе Гражданской войны в Испании. Она стала основой для другого снимка - где похожая поза использована для снимка одного из "солдатиков". Сразу опережу ваши комментарии, да, среди классических солдатиков такая поза тоже встречается, здесь я сошлюсь на мнение одного из специалистов World Photo Organization, который в своем обзоре на проект Toy Soldier увидел вдохновение для снимка именно от Роберта Капы.
Те же специалисты с портала worldphoto.org отмечают, что одним из источников вдохновения для Торпа был Роджер Фентон, возможно, известный вам своим эпохальным фототрудом о Крымской войне. Фентон стал прообразом всех современных военных корреспондентов, фиксируя основные этапы войны, быт солдат и отправляя эти снимки в крупнейшие европейские издания.
Дальше я размещу ещё несколько фотографий Саймона Бранна Торпа, которые не вошли в другие галереи в статье. В рамках проекта Toy soldiers им было сделано 130 снимков (по другим данным меньше), которые вышли в качестве большого альбома от издательства Dewi Lewis Publishing в 2014 году, если не ошибаюсь. К сожалению, найти саму книгу мне не удалось.
Что можно сказать подводя итог? Это очень интересный авторский проект, созданный с целью обратить внимание на один из многих существующих вокруг нас вооруженных конфликтов, на которые современные медиа и люди закрывают глаза. Торпу это удалось. Публикации о его книге и фотографиях вышли во многих крупных изданиях и телеканалах: The Guardian, Wired, CNN, Time. Изменило ли это жизнь Западной Сахары? Нет. Война там все еще продолжается.
А для меня это стало еще одним важным доказательством того, что солдатики в современной культуре занимают особенную позицию. Оставаясь детской игрушкой, они позволяют так или иначе влиять на мир: защищать детские жизни, быть инструментом художников в их смелых политических высказываниях и многими другими способами, о которых я ещё обязательно расскажу на страницах моего блога. Их дуализм, смесь детской невинности и игр с суровой беспринципностью войны еще долго будут вдохновлять творцов, а мы получили еще одно подтверждение простого тезиса: Солдатики - это не просто игрушки.