Торги по 223-ФЗ представляют собой процедуру государственных закупок, осуществляемую в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», с целью обеспечения прозрачности и эффективности госзаказа.
Организуя тендеры по 223-ФЗ различные организации и предприниматели могут конкурировать за возможность подписания контракта с государственными и муниципальными организациями на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Кто является заказчиком
- Государственные компании с долей государства в уставном капитале более 50% (Сбербанк, Росэнергоатом, Газпром и т.п.).
- Организации, осуществляющие виды деятельности, подлежащие регулированию - электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод;
- Естественные монополии;
- Коммунальные службы;
- Предприятия, в чьей компетенции находиться область обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства;
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также бюджетные учреждения, если закупка ТРУ осуществляется на средства полученные в результате присуждения гранта, субсидии из бюджета, или на финансы, полученные в дар или само учреждение является исполнителем контракта.
Информацию о закупке по 223-ФЗ публикуется на сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Местом проведения же могут быть любые предназначенные для этого площадки (включая 8 аккредитованных государством федеральных электронных площадок). На сегодня насчитывают более 200 подобных ЭТП.
Стоит знать, что есть исключения, при которых информация о закупках не размещается на сайте zakupki.gov.ru:
- в случае, если цена закупки не превышает 100 тыс. рублей или же 500 тыс. рублей для крупных компаний,
- закупки, содержащие гос. тайну;
- закупки, проводимые по гособоронзаказу;
- при проведении закупки кредита, займа, выдачи банковских гарантий, по размещению депозита, вклада, брокерских услуг, услуг депозитариев;
- при переходе права владения и пользования гос. имуществом по аренде или продаже.
Нормативные акты и прочие документы, регламентирующие проведение закупок
- ФЗ-223;
- ФЗ-135;
- Постановления Правительства РФ;
- Положение о закупках заказчика - документация о правилах проведения закупки, составленная самим заказчиком.
В положении о закупках должны быть указаны:
- способы и порядок проведения закупок;
- требования к участникам закупки;
- порядок заключения, изменения договора;
- порядок выполнения условий договора;
- требования к оформлению обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта;
- другие требования к проведению закупки.
Виды закупочных процедур, допустимых к проведению по 223-ФЗ
При организации тендера в рамках 223-ФЗ заказчику дано право самостоятельно выбрать способ проведения процедуры:
- электронный конкурс;
- запрос котировок;
- аукцион;
- запрос предложений;
- иные способы;
- неконкурентные процедуры (например, закупка у единственного поставщика).
Помимо свободы в выборе способа, согласно которому будет проведена закупка, заказчик в торгах по 223-ФЗ имеет право:
- определять сроки и способы проведения закупок неконкурентными способами;
- выбирать основания для закупок у единственного поставщика;
- корректировать план закупок.
Ключевые особенности у ФЗ-223
- обеспечение заявки не предусмотрено, если сумма закупки не превышает 5 млн. рублей;
- обеспечение контракта не обязательно;
- возможность внесения правок в условия контракта;
- отсутствие обязательных штрафов для поставщиков;
- в случае проведения закупки среди представителей СМП, тендер обязан быть размещен на одной из восьми федеральных площадок.
В следующей части лонгрида подобно поговорим о поставщиках и заказчиках, о том, как они должны организовывать свою работу по 223-ФЗ и обозначим преимущества контрагентов перед коллегами, которым предписано осуществлять закупку в рамках 44-ФЗ.
Еще больше полезных материалов и услуг по тендерному сопровождению для поставщиков и заказчиков Вы найдете на нашем сайте.