Найти тему
Игорь Орлов

Целовать ли руку священнику? Монах и профессор отвечают.

Оглавление
Профессор Осипов А.И и архимандрит Иов (Гумеров)
Профессор Осипов А.И и архимандрит Иов (Гумеров)

С вопросом - целовать ли руку священнику – обратились к двум экспертам в этой области. Монаху, архимандриту – Иову (Гумерову) и известному преподавателю богословия МДА профессору Осипову А.И.

Ожидаемо, они дали совершенно разные ответы и привели разные примеры в обосновании.

Давайте, посмотрим, какие?

В завершении статьи представлю и свои комментарии по теме.

Захотите написать свои – пишите в комментариях под статьей, обсуждайте.

Итак, целовать ли руку священнику?

Ответ первый от монаха Иова (Гумерова): обязательно и с сакральным смыслом.

Архимандрит Иов сказал, что такое правило пошло от первых христиан. И оно было даже больше.

Архимандрит Иов (Гумеров)
Архимандрит Иов (Гумеров)

Не только руку священника целовать надо в церкви, но и «лобзать друг друга».

Откуда это? Апостол Павел сказал:

«Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Отец Иов объяснил сакральное значение поцелуя руки священника:

  • Целование руки священника происходит, когда он дает крест или благословляет.
  • Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Это первое.
  • Второе. Целующий руку священника выражает почтение также и к сану.
Поцелуй благословляющей руки священника.
Поцелуй благословляющей руки священника.

Итак, говорит архимандрит Иов, важно понимать высокий духовно-нравственный смысл.

Лобзая друг друга мы приветствуем другого, как христианина.

А когда целуем руку священника после креста или благословения, то:

а. получаем через это благодать.

б. выражаем почтение сану священника.

Так что надо все это делать не просто так, а с пониманием сакрального христианского смысла.

Вот о чем говорит монах Иов, то есть человек, который отрекся от мира и полностью посвятил себя Богу. Стоит сказать, что монах Иов не простой монах, но образованный и очень опытный в духовно-христианской жизни.. Он кандидат философских наук, кандидат богословия.

Пример от архимандрита Иова.

Архим. Иов (Гумеров) приводит впечатляющий пример святителя Николы Сербского (Велимировича). Посмотрим его:

Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Один молодой священник служил литургию в Крагуевце.

Крагуевац, Сербия
Крагуевац, Сербия

На литургии был князь Милош. Старый князь отличатся благочестивостью: приходил в храм задолго до начала службы, внимательно стоял до конца богослужения и сокрушенно молился Богу.

Вождь Сербии, князь Милош Обренович (19 век)
Вождь Сербии, князь Милош Обренович (19 век)

Молодой священник закончил службу, вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Молодой священник отдернул руку, будто сильно стыдясь, что пожилой князь хочет поцеловать его руку.

Князь Милош настоял и сказал:

“Дай мне поцеловать руку, так как не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!”

Что сказать? По - моему, впечатляющий пример привел отец Иов.

Но посмотрим другой, противоположный ответ, от профессора Осипова.

Целовать ли руку священнику?

Проф. Осипов А.И.: а зачем это надо? Лишнее.

Алексей Ильич Осипов, профессор богословия МДА
Алексей Ильич Осипов, профессор богословия МДА

Известный профессор богословия А.И.Осипов объяснил значение поцелуя руки священника так же, как и монах Иов. Про лобзание других ничего не сказал.

Но он задал вопрос: а нужно ли это целование?

Могут ведь приходить разные люди. Слюни у некоторых текут, прямо на руку. Мало ли, может и болезнями, какими болеют.

Не гигиенично. Не надо.

Достаточно, сказал профессор, священнику положить свою руку на голову того, кого он благословляет и убирать руку свою, когда ее пытаются поцеловать. Помазал, говорит профессор Осипов, священник елеем лоб прихожанина и убрал руку. Сам елей священный. Зачем больше?

Профессор Осипов заметил, что его духовный наставник, игумен Никон (Воробьев) отменил целование руки в своем приходе и убирал свою руку. Либо елей на лоб, либо руку на голову. Вот благословение.

Игумен Никон (Воробьев) духовный наставник профессора Осипова А.И.
Игумен Никон (Воробьев) духовный наставник профессора Осипова А.И.

Как видим, здесь представлена другая точка зрения. В ней есть некоторая брезгливость что-ли?

Мой вопрос тогда:

А как Христос, апостолы прикасались к прокаженным, не брезгуя и не боясь заболеть?

Ответ, вероятно, таков: они были исполнены благодати Духа Святаго и потому любили тех, кого исцеляли и не боялись заразиться от них, ибо Бог (которому верили всецело) хранил.

Когда благодать Духа Святаго в людях снижается, то остаются рациональные доводы, брезгливость, заботы об иных вещах?

Как поступаю сам?

Иногда я целую руку священника, иногда нет. В зависимости от того, какого типа священник передо мной: который руководствуется сакральными доводами архим. Иова или гигиеническими проф. Осипова? Чтобы не обидеть ненароком (есть люди (в том числе и среди священников), которые не любят тактильного прикосновения к ним незнакомых людей). Пытаюсь уважать традиции, в которых нахожусь.

Что думаете вы? Пишите в комментарии, кто хочет поделиться.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.