С вопросом - целовать ли руку священнику – обратились к двум экспертам в этой области. Монаху, архимандриту – Иову (Гумерову) и известному преподавателю богословия МДА профессору Осипову А.И.
Ожидаемо, они дали совершенно разные ответы и привели разные примеры в обосновании.
Давайте, посмотрим, какие?
В завершении статьи представлю и свои комментарии по теме.
Захотите написать свои – пишите в комментариях под статьей, обсуждайте.
Итак, целовать ли руку священнику?
Ответ первый от монаха Иова (Гумерова): обязательно и с сакральным смыслом.
Архимандрит Иов сказал, что такое правило пошло от первых христиан. И оно было даже больше.
Не только руку священника целовать надо в церкви, но и «лобзать друг друга».
Откуда это? Апостол Павел сказал:
«Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).
Отец Иов объяснил сакральное значение поцелуя руки священника:
- Целование руки священника происходит, когда он дает крест или благословляет.
- Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Это первое.
- Второе. Целующий руку священника выражает почтение также и к сану.
Итак, говорит архимандрит Иов, важно понимать высокий духовно-нравственный смысл.
Лобзая друг друга мы приветствуем другого, как христианина.
А когда целуем руку священника после креста или благословения, то:
а. получаем через это благодать.
б. выражаем почтение сану священника.
Так что надо все это делать не просто так, а с пониманием сакрального христианского смысла.
Вот о чем говорит монах Иов, то есть человек, который отрекся от мира и полностью посвятил себя Богу. Стоит сказать, что монах Иов не простой монах, но образованный и очень опытный в духовно-христианской жизни.. Он кандидат философских наук, кандидат богословия.
Пример от архимандрита Иова.
Архим. Иов (Гумеров) приводит впечатляющий пример святителя Николы Сербского (Велимировича). Посмотрим его:
Один молодой священник служил литургию в Крагуевце.
На литургии был князь Милош. Старый князь отличатся благочестивостью: приходил в храм задолго до начала службы, внимательно стоял до конца богослужения и сокрушенно молился Богу.
Молодой священник закончил службу, вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Молодой священник отдернул руку, будто сильно стыдясь, что пожилой князь хочет поцеловать его руку.
Князь Милош настоял и сказал:
“Дай мне поцеловать руку, так как не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!”
Что сказать? По - моему, впечатляющий пример привел отец Иов.
Но посмотрим другой, противоположный ответ, от профессора Осипова.
Целовать ли руку священнику?
Проф. Осипов А.И.: а зачем это надо? Лишнее.
Известный профессор богословия А.И.Осипов объяснил значение поцелуя руки священника так же, как и монах Иов. Про лобзание других ничего не сказал.
Но он задал вопрос: а нужно ли это целование?
Могут ведь приходить разные люди. Слюни у некоторых текут, прямо на руку. Мало ли, может и болезнями, какими болеют.
Не гигиенично. Не надо.
Достаточно, сказал профессор, священнику положить свою руку на голову того, кого он благословляет и убирать руку свою, когда ее пытаются поцеловать. Помазал, говорит профессор Осипов, священник елеем лоб прихожанина и убрал руку. Сам елей священный. Зачем больше?
Профессор Осипов заметил, что его духовный наставник, игумен Никон (Воробьев) отменил целование руки в своем приходе и убирал свою руку. Либо елей на лоб, либо руку на голову. Вот благословение.
Как видим, здесь представлена другая точка зрения. В ней есть некоторая брезгливость что-ли?
Мой вопрос тогда:
А как Христос, апостолы прикасались к прокаженным, не брезгуя и не боясь заболеть?
Ответ, вероятно, таков: они были исполнены благодати Духа Святаго и потому любили тех, кого исцеляли и не боялись заразиться от них, ибо Бог (которому верили всецело) хранил.
Когда благодать Духа Святаго в людях снижается, то остаются рациональные доводы, брезгливость, заботы об иных вещах?
Как поступаю сам?
Иногда я целую руку священника, иногда нет. В зависимости от того, какого типа священник передо мной: который руководствуется сакральными доводами архим. Иова или гигиеническими проф. Осипова? Чтобы не обидеть ненароком (есть люди (в том числе и среди священников), которые не любят тактильного прикосновения к ним незнакомых людей). Пытаюсь уважать традиции, в которых нахожусь.
Что думаете вы? Пишите в комментарии, кто хочет поделиться.