Мои ожидания от выставки практически никогда не оказываются тем, что я вижу в итоге. Чаще всего это касается тех художников, которые на слуху и известны. И если вы специалист или хотя бы немного разбираетесь в вопросе, вы понимаете откуда такое впечатление. А если нет? Остается ощущение, что что-то не то? Та же толпа людей. От чего она образуется на выставках кто-нибудь задумывался?
В первую очередь я очень боялась, что выставка будет занимать только половину помещений для временных выставок в Корпусе Бенуа. Опасалась, что нашпигуют картинами и будет невозможно смотреть. Тем более, что в выставке собрано более 200 произведений Ильи Репина из разных коллекций: Русского музея, Третьяковки, ГМИ Пушкина, из Финского Атенума и частных коллекций.
Слава и спасибо команде организаторов, кто делал проект выставки, выстраивал архитектуру так, чтобы было удобно смотреть. Порадовало глаз и цветовое решение. Некоторые стенды для развески картин имели фон, который подчеркивал, выделял картину.
В зале композиция этих стоек производила впечатление красиво оформленного портала. Люди, на фоне картин в зале дополняли картинку.
Выставка построена по периодам в жизни художника: учеба в училище, пенсионерская поездка во Францию, годы написания определенных полотен. Кстати, некоторые рисунки, эскизы были оформлены в цвета фона, что объединяло композицию выставки в единое целое.
Помимо цветового и композиционного оформления в этой выставке мне лично доставило удовольствие текстовое сопровождение. Тексты, цитаты, пояснения погрузили меня в эту эпоху. Наряду с портретами, коих множество - Репин прекрасный портретист - эффект полного погружения в эпоху.
И последнее - свет. В целом, меня радует каждый раз ходить в Корпус Бенуа и не щуриться, не искать определенный угол, не размахивать руками, пытаясь прикрыть точечное освещение, чтобы картина не бликовала. Все же Корпус и был построен как выставочное пространство и там нет таких сложностей как, например, в Генштабе Эрмитажа.
Ну, а что касается художественного взгляда, то тут сложней.
Как ни удивительно, на меня живопись не произвела того грандиозного впечатления, которое я себе напредставляла тогда. Сейчас, в Михайловском дворце я надолго зависала около каждого полотна!
О чем я незамедлительно спросила у Георгия (моего преподавателя). На что мне был ответ, что я смотрю на его творчество из определенного времени. На минуточку, более 100 лет картинам. Это история искусства. Я незамедлительно согласилась. С тех пор прошло огого сколько времени!
Вчера на прогулке с подругой мы затронули вопрос покупки клиентами моих картин. Я об этом написала недавно вполне себе философский пост. Подруга мне задала вопрос, почему? Мне сейчас хочется ответить и Георгию, и себе, и вам. Бывает так, что художник вдохновенно пиша полотно не руководствуется осознанной логикой построения композиции, отношения цветов и прочими творческими инструментами. Он впечатлен. Когда со мной такое происходит, я глубоко погружена в процесс живописи. Но на выходе получается диссонанс. То, что я увидела изнутри себя и то, что я написала имеет огромную разницу. У меня сразу после написания таких полотен возникает отторжение. Злость, печаль и сожаление, что я не смогла выразить все движения своей души в картине.
Одним из интереснейших опытов для меня явились приходы клиентов ко мне домой. Я открывала папки с картинами. Мы их вытаскивали, ставили к стенке, любовались. Этакая мини-выставка. И я с потрясением обнаружила, что картины ранее вызывавшие во мне чувство отторжения вдруг мне понравились. В них было и настроение, и атмосфера.
Иногда, для того, чтобы увидеть то движение души, которое вело тебя нужно время. И определенный опыт. Когда ты делаешь - что угодно, мы сейчас в широком смысле, - ты реализуешь внутренние устремления, сначала неосознанно. Но эти движения твоей души в произведении выходят на поверхность раз за разом. И с течением времени ты научаешься их видеть.
Но возвращаемся к Илье Репину.
Для той эпохи рисование Ильи Репина было на пике. Если почитать историю России тех времен, то жизнь кипела: 1861 год - отмена крепостного права, 1872 опубликован Капитал К.Маркса, тогда же были основаны первые женские курсы. Не забываем, что Репин вошел в общество передвижников. Создаются крупные металлургические предприятия, наряду с этим, подушная подать выросла на 80%. Россия завоевывает южные территории. Сокращен срок службы в армии с 25 лет до 6. Движение народников, лидеры которого жестоко караются.
Что же происходит в это время в Европе? Война на Балканах, в Турции за территории. Объединение Германии. Ведущие художники: Курбе, Менцель, Лейбль. В творчестве художников прозвучала тема быта, крестьян, индустриальная тема.
Вот такая вот заваруха. И во всем этом Репин работал.
Лично меня поразили его многофигурные произведения. Сложные, требующие огромного количества усилий в живописном выражении характеров героев полотен.
АКВАРЕЛИ
Тончайшие акварели заставили меня долго рассматривать, любоваться до щекотки в животе. А вот рисунки не понравились, их я рассматривала с точки зрения сегодняшнего дня. Штрихи, прорисовка - здорово, но мне они показались негармоничными. Не вызвали внутреннего замирания от удовольствия.
Смотрела я и на живописные приемы, которые использовал Илья Репин при написании картин. Пропуски, колорит (обратите внимание на картину "Садко", например), в некоторых местах чистый холст, мягкие, вписанные в фон, контуры. В последних произведениях есть экспрессивные цветовые массы.
Пока писала, увидела и почувствовала как Илья Репин экспериментировал. Но об этом в другой раз.
#русскиймузей #russianmuseum #машаканторовичпишет #выставка #искусство #ильярепин #корпусбенуа