Найти в Дзене

ИЛЬЯ РЕПИН. 175 лет со дня рождения

Мои ожидания от выставки практически никогда не оказываются тем, что я вижу в итоге. Чаще всего это касается тех художников, которые на слуху и известны. И если вы специалист или хотя бы немного разбираетесь в вопросе, вы понимаете откуда такое впечатление. А если нет? Остается ощущение, что что-то не то? Та же толпа людей. От чего она образуется на выставках кто-нибудь задумывался? В первую очередь я очень боялась, что выставка будет занимать только половину помещений для временных выставок в Корпусе Бенуа. Опасалась, что нашпигуют картинами и будет невозможно смотреть. Тем более, что в выставке собрано более 200 произведений Ильи Репина из разных коллекций: Русского музея, Третьяковки, ГМИ Пушкина, из Финского Атенума и частных коллекций. Слава и спасибо команде организаторов, кто делал проект выставки, выстраивал архитектуру так, чтобы было удобно смотреть. Порадовало глаз и цветовое решение. Некоторые стенды для развески картин имели фон, который подчеркивал, выделял картину. В зал

Мои ожидания от выставки практически никогда не оказываются тем, что я вижу в итоге. Чаще всего это касается тех художников, которые на слуху и известны. И если вы специалист или хотя бы немного разбираетесь в вопросе, вы понимаете откуда такое впечатление. А если нет? Остается ощущение, что что-то не то? Та же толпа людей. От чего она образуется на выставках кто-нибудь задумывался?

Вера Репина. Илья Репин
Вера Репина. Илья Репин

В первую очередь я очень боялась, что выставка будет занимать только половину помещений для временных выставок в Корпусе Бенуа. Опасалась, что нашпигуют картинами и будет невозможно смотреть. Тем более, что в выставке собрано более 200 произведений Ильи Репина из разных коллекций: Русского музея, Третьяковки, ГМИ Пушкина, из Финского Атенума и частных коллекций.

Слава и спасибо команде организаторов, кто делал проект выставки, выстраивал архитектуру так, чтобы было удобно смотреть. Порадовало глаз и цветовое решение. Некоторые стенды для развески картин имели фон, который подчеркивал, выделял картину.

Выставка Илья Репин. Русский Музей, корпус Бенуа
Выставка Илья Репин. Русский Музей, корпус Бенуа
Выставка Илья Репин. Корпус Бенуа. Русский музей
Выставка Илья Репин. Корпус Бенуа. Русский музей
Выставка. Корпус Бенуа, Русский Музей
Выставка. Корпус Бенуа, Русский Музей
-5

В зале композиция этих стоек производила впечатление красиво оформленного портала. Люди, на фоне картин в зале дополняли картинку.

Выставка построена по периодам в жизни художника: учеба в училище, пенсионерская поездка во Францию, годы написания определенных полотен. Кстати, некоторые рисунки, эскизы были оформлены в цвета фона, что объединяло композицию выставки в единое целое.

Выставка Ильи Репина. Корпус Бенуа, Русский музей
Выставка Ильи Репина. Корпус Бенуа, Русский музей
Выставка Ильи Репина. Корпус Бенуа, Русский музей
Выставка Ильи Репина. Корпус Бенуа, Русский музей
Выставка Ильи Репина. Корпус Бенуа, Русский музей
Выставка Ильи Репина. Корпус Бенуа, Русский музей

Помимо цветового и композиционного оформления в этой выставке мне лично доставило удовольствие текстовое сопровождение. Тексты, цитаты, пояснения погрузили меня в эту эпоху. Наряду с портретами, коих множество - Репин прекрасный портретист - эффект полного погружения в эпоху.

И последнее - свет. В целом, меня радует каждый раз ходить в Корпус Бенуа и не щуриться, не искать определенный угол, не размахивать руками, пытаясь прикрыть точечное освещение, чтобы картина не бликовала. Все же Корпус и был построен как выставочное пространство и там нет таких сложностей как, например, в Генштабе Эрмитажа.

Портрет  П.П.Чистякова. Илья Репин
Портрет П.П.Чистякова. Илья Репин

Ну, а что касается художественного взгляда, то тут сложней.

Как ни удивительно, на меня живопись не произвела того грандиозного впечатления, которое я себе напредставляла тогда. Сейчас, в Михайловском дворце я надолго зависала около каждого полотна!

О чем я незамедлительно спросила у Георгия (моего преподавателя). На что мне был ответ, что я смотрю на его творчество из определенного времени. На минуточку, более 100 лет картинам. Это история искусства. Я незамедлительно согласилась. С тех пор прошло огого сколько времени!

Вчера на прогулке с подругой мы затронули вопрос покупки клиентами моих картин. Я об этом написала недавно вполне себе философский пост. Подруга мне задала вопрос, почему? Мне сейчас хочется ответить и Георгию, и себе, и вам. Бывает так, что художник вдохновенно пиша полотно не руководствуется осознанной логикой построения композиции, отношения цветов и прочими творческими инструментами. Он впечатлен. Когда со мной такое происходит, я глубоко погружена в процесс живописи. Но на выходе получается диссонанс. То, что я увидела изнутри себя и то, что я написала имеет огромную разницу. У меня сразу после написания таких полотен возникает отторжение. Злость, печаль и сожаление, что я не смогла выразить все движения своей души в картине.

Одним из интереснейших опытов для меня явились приходы клиентов ко мне домой. Я открывала папки с картинами. Мы их вытаскивали, ставили к стенке, любовались. Этакая мини-выставка. И я с потрясением обнаружила, что картины ранее вызывавшие во мне чувство отторжения вдруг мне понравились. В них было и настроение, и атмосфера.

Иногда, для того, чтобы увидеть то движение души, которое вело тебя нужно время. И определенный опыт. Когда ты делаешь - что угодно, мы сейчас в широком смысле, - ты реализуешь внутренние устремления, сначала неосознанно. Но эти движения твоей души в произведении выходят на поверхность раз за разом. И с течением времени ты научаешься их видеть.

Но возвращаемся к Илье Репину.

Для той эпохи рисование Ильи Репина было на пике. Если почитать историю России тех времен, то жизнь кипела: 1861 год - отмена крепостного права, 1872 опубликован Капитал К.Маркса, тогда же были основаны первые женские курсы. Не забываем, что Репин вошел в общество передвижников. Создаются крупные металлургические предприятия, наряду с этим, подушная подать выросла на 80%. Россия завоевывает южные территории. Сокращен срок службы в армии с 25 лет до 6. Движение народников, лидеры которого жестоко караются.

Что же происходит в это время в Европе? Война на Балканах, в Турции за территории. Объединение Германии. Ведущие художники: Курбе, Менцель, Лейбль. В творчестве художников прозвучала тема быта, крестьян, индустриальная тема.

Вот такая вот заваруха. И во всем этом Репин работал.

Лично меня поразили его многофигурные произведения. Сложные, требующие огромного количества усилий в живописном выражении характеров героев полотен.

Портрет княгини Теневой М.К. Илья Репин
Портрет княгини Теневой М.К. Илья Репин
Портрет Лидии Веревкой. Илья Репин
Портрет Лидии Веревкой. Илья Репин
Жиркевич А.В. Илья Репин
Жиркевич А.В. Илья Репин
Обнаженная. Илья Репин
Обнаженная. Илья Репин
Портрет Марии Арцибашевой. Илья Репин
Портрет Марии Арцибашевой. Илья Репин
Дени Рот. Илья Репин
Дени Рот. Илья Репин

АКВАРЕЛИ

Тончайшие акварели заставили меня долго рассматривать, любоваться до щекотки в животе. А вот рисунки не понравились, их я рассматривала с точки зрения сегодняшнего дня. Штрихи, прорисовка - здорово, но мне они показались негармоничными. Не вызвали внутреннего замирания от удовольствия.

Смотрела я и на живописные приемы, которые использовал Илья Репин при написании картин. Пропуски, колорит (обратите внимание на картину "Садко", например), в некоторых местах чистый холст, мягкие, вписанные в фон, контуры. В последних произведениях есть экспрессивные цветовые массы.

Фрагмент картины Крестный ход в Курской губернии
Фрагмент картины Крестный ход в Курской губернии

Пока писала, увидела и почувствовала как Илья Репин экспериментировал. Но об этом в другой раз.

#русскиймузей #russianmuseum #машаканторовичпишет #выставка #искусство #ильярепин #корпусбенуа