Найти тему
Красный кот

Запахи из детства

Скажи кому, что иные неприятные запахи могут вызвать приятные ассоциации - не поверят. И верно - что ж хорошего, раз не приятно.

А, однако, бывает - если это запахи из детства.

Вот, например, запах сгоревшего дизельного топлива - солярки. Для кого-то это тяжёлый, удушливый смрад от автобусов, от «КАМАЗов». Но это же - запах лёгкого судна на подводных крыльях, «Метеора», каждый год увозившего меня в лето - к трём месяцам свободы, к родным людям, которые ждут.

Сама процедура посадки на крылатый корабль-дельфин уже была радостью!

Вот, стоит он у причала, покачиваясь в тишине на лёгких на утренних волнах - и вдруг слышно, где-то в его таинственном чреве возникает лёгкий свист - капитан запускает генератор. Проходит десять, двадцать секунд... И вдруг - громовой раскат, от которого судно вздрагивает, как животное, просыпающееся ото сна - по бокам вздымаются буруны желтой воды, покрытой пенными барашками. И - клочья солярочного тумана. Путешествие начинается!

«Метеор» в рейсе
«Метеор» в рейсе

Тогда меня этот туман словно заставлял тоже проснуться для новых впечатлений, для череды долгих солнечных дней, соснового бора, пляжа, радости. И, словно отвечая на внутреннее волнение, команда снимает чалки и «Метеор», вначале с трудом расталкивая волжскую воду, но спустя несколько мгновений легко набирая скорость, становится частью этого радостного волнения, на несколько ближайших часов сливая всё моё существо с волжским простором, с городками и посёлками, где нам предстоит остановиться, забирая и выгружая пассажиров до того момента, как в вечернем небе забрезжит шпиль собора Города Детства.

Или вот, например, запах железной дороги.

Сейчас уж такого запаха почти нигде нет - что-то изменилось. Не топят больше печек-водогреек в вагонах - всё на электричестве. Да и мощные дизель-электровозы куда реже используются для пассажирских перевозок, чем раньше (а может быть и топливо стало другим - кто знает).

Но раньше, в годы моего детства - и ещё ранее, когда и родители были молоды - железные дороги здорово пахли.

Летом то был запах пропитки деревянных шпал, вдали от города смешанный с запахом трав-медоносов, всегда вызывавший какое-то щемящее чувство тёплой, солнечной пустоты и тишины. Зимой - тот самый запах водогрейных котлов, топившихся каменным углем.

Водогрейный котёл в вагоне
Водогрейный котёл в вагоне

Как и летний запах метеорной солярки это был запах каникул - теперь уже зимних. И смешан он был уже с острым запахом морозного снега, елей - а вместе с ними и новогодних праздников.

И, как-то по ассоциации - всё это смешано с разнообразной вагонной публикой, тоже ехавшей куда-то к родным. С какими-то на пределе понимания её разговорами, смехом (не гоготом, как сейчас, а именно смехом!). С чемоданами, сумками, баулами, внуками, сигаретами, свитерами, блестящими глазами...С розовым рассветом на заснеженных лапах елей.

Или - запах автобуса «с бутылками», ЛИАЗа. Уютный запашок бензинового перегара, неизвестно как пробирающийся в салон, заставляющий мечтать о том, что вот ехать бы так, рядом с тёплой печкой справа от водителя, где «бутылки» (или что это за агрегат - Бог весть). Долго-долго. А хорошо бы ещё и дремать - под «бутылочный» звон двигателя так хорошо дремалось в теплом, уютном как диван, особенно зимой, автобусе.

Как много их - запахов детства. И все они - часть нашего «самостояния человека» - выражают какую-то важную сторону нашей личности. И через годы несут в себе тепло и уют, память о минувшем.