Настало время продолжить любоваться картинами русских художников, где мы видим завораживающий туман утром или вечером, летом или в другие времена года. Что-то есть в этом зрелище, особенно, когда вечером видишь как туман стелется по глади воды или утром наблюдаешь в лесу как туман постепенно рассеивается и природа как будто оживает...
Как и в прошлый раз, начнем с морских туманов Ивана Константиновича Айвазовского. Вряд ли в нашей стране есть такой человек, который совсем был бы не знаком с творчеством великого мариниста, работы которого уже неоднократно появлялись на моем канале.
О технической стороне последней из представленных картин весьма толково написано на сайте Третьяковской галереи:
Мотив рассеянного солнечного света, изображенный на картине «Туман на море», разрабатывался Айвазовским еще в начале его творческого пути. Прекрасно владея техникой многослойной лессировочной живописи, он, с помощью едва видимых переходов одного цвета в другой, мастерски мог изобразить на полотне полупрозрачную туманную дымку, смягчающую очертания всех предметов... Диск солнца, окрашенный в розовато-оранжевые тона, и полоса волны цвета индиго создают между собой звучную перекличку. Все элементы картины складываются в единый романтический образ туманного утра на южном берегу.
Далее у нас будут две работы самого первого ученика прославленного мариниста - Льва Феликсовича Лагорио, о судьбе которого я рассказывал вам в отдельной статье, вышедшей более года тому назад:
Символично, что перед нами горный и морской пейзаж - именно картины с подобными видами составляют большую часть наследия основательно подзабытого ныне русского художника с итальянскими корнями.
Следующим у нас будет самый известный специалист по "пейзажам настроения" Исаак Ильич Левитан. Об этом говорили еще современники пейзажиста, к примеру публицист Василий Михеев:
Да, изучая природу, г. Левитан, в конце концов, все-таки чувствует природу и отдается не мастерству, а настроению. В этом, как нам кажется, вся тайна его точной и в то же время мягкой, правдивой и в то же время красивой манеры письма. В этом и секрет его все более возрастающего успеха. Объективная красота его пейзажей привлекает глаза, но и таящаяся в них музыка настроения чарует сердце. За перспективной глубиной пейзажей г. Левитана чудятся красиво-меланхолические аккорды арфы.
Если на первой картине туман "жиденький" и едва различимый, то на второй - это тот самый густой и обволакивающий туман, о котором я говорил в самом начале статьи. И наверняка читатель, который хоть раз видел это явление, был зачарован им, пусть даже и на самый краткий миг.
Далее у нас будет известный вам по моим публикациям (да и, наверное, не только) "певец болот" и "просто мужик в искусстве" Ефим Ефимович Волков. С такими вводными вполне естественно, что он был членом Товарищества передвижников, любопытные данные о Волкове, основанные на воспоминаниях Минченкова я уже приводил вам в отдельной статье:
Надо сказать, что морские виды тоже присутствуют в творческом наследии художника, но как по этим работам, так и по другим, лично я пришел к выводу, что лучше всего все-таки художнику давались его любимые "родные болотища и березки", заросшие пруды и заболоченные реки. Естественно, что туман на подобных пейзажах смотрится весьма органично.
И закончим мы с вами сегодня картиной ученика уже рассмотренного нами сегодня Льва Лагорио, южнорусского художника Николая Александровича Сергеева. Из родного Харькова он поедет обучаться в столичную Академию художеств, которая много лет спустя присвоит ему звание "академика живописи пейзажной".
Вероятно, перед нами уже позднее лето или ранняя осень, сено уже убрано в стога, ряд которых теряется в тумане в дали. День только начинается и восходящее солнце вскоре разгонит утреннюю туманную дымку - художник замечательно смог передать на своем полотне этот краткий миг пробуждения природы.
Надеюсь, вам было приятно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.