Найти тему
История живописи

"Даль подёрнулась туманом" на картинах русских художников

Настало время продолжить любоваться картинами русских художников, где мы видим завораживающий туман утром или вечером, летом или в другие времена года. Что-то есть в этом зрелище, особенно, когда вечером видишь как туман стелется по глади воды или утром наблюдаешь в лесу как туман постепенно рассеивается и природа как будто оживает...

Как и в прошлый раз, начнем с морских туманов Ивана Константиновича Айвазовского. Вряд ли в нашей стране есть такой человек, который совсем был бы не знаком с творчеством великого мариниста, работы которого уже неоднократно появлялись на моем канале.

"Утро", И.К, Айвазовский, 1851. Одесский художественный музей.
"Утро", И.К, Айвазовский, 1851. Одесский художественный музей.
"Туманное утро в Италии", И.К. Айвазовский, 1864. Феодосийская картинная галерея.
"Туманное утро в Италии", И.К. Айвазовский, 1864. Феодосийская картинная галерея.
"Туманное утро", И.К. Айвазовский, 1877. Краснодарский краевой художественный музей.
"Туманное утро", И.К. Айвазовский, 1877. Краснодарский краевой художественный музей.
"Туман на море", И.К, Айвазовский, 1895. Третьяковская галерея, Москва.
"Туман на море", И.К, Айвазовский, 1895. Третьяковская галерея, Москва.

О технической стороне последней из представленных картин весьма толково написано на сайте Третьяковской галереи:

Мотив рассеянного солнечного света, изображенный на картине «Туман на море», разрабатывался Айвазовским еще в начале его творческого пути. Прекрасно владея техникой многослойной лессировочной живописи, он, с помощью едва видимых переходов одного цвета в другой, мастерски мог изобразить на полотне полупрозрачную туманную дымку, смягчающую очертания всех предметов... Диск солнца, окрашенный в розовато-оранжевые тона, и полоса волны цвета индиго создают между собой звучную перекличку. Все элементы картины складываются в единый романтический образ туманного утра на южном берегу.

Далее у нас будут две работы самого первого ученика прославленного мариниста - Льва Феликсовича Лагорио, о судьбе которого я рассказывал вам в отдельной статье, вышедшей более года тому назад:

"Туман в горах. Кавказ", Л.Ф. Лагорио, 1878. Ульяновский областной художественный музей.
"Туман в горах. Кавказ", Л.Ф. Лагорио, 1878. Ульяновский областной художественный музей.
"На побережье", Л.Ф. Лагорио, 1894. Частное собрание.
"На побережье", Л.Ф. Лагорио, 1894. Частное собрание.

Символично, что перед нами горный и морской пейзаж - именно картины с подобными видами составляют большую часть наследия основательно подзабытого ныне русского художника с итальянскими корнями.

Следующим у нас будет самый известный специалист по "пейзажам настроения" Исаак Ильич Левитан. Об этом говорили еще современники пейзажиста, к примеру публицист Василий Михеев:

Да, изучая природу, г. Левитан, в конце концов, все-таки чувствует природу и отдается не мастерству, а настроению. В этом, как нам кажется, вся тайна его точной и в то же время мягкой, правдивой и в то же время красивой манеры письма. В этом и секрет его все более возрастающего успеха. Объективная красота его пейзажей привлекает глаза, но и таящаяся в них музыка настроения чарует сердце. За перспективной глубиной пейзажей г. Левитана чудятся красиво-меланхолические аккорды арфы.
"Осеннее утро. Туман", И.И. Левитан, 1886-1887. Третьяковская галерея, Москва.
"Осеннее утро. Туман", И.И. Левитан, 1886-1887. Третьяковская галерея, Москва.
"Туман над водой, И.И. Левитан, 1890-е. Вятский художественный музей, Киров.
"Туман над водой, И.И. Левитан, 1890-е. Вятский художественный музей, Киров.

Если на первой картине туман "жиденький" и едва различимый, то на второй - это тот самый густой и обволакивающий туман, о котором я говорил в самом начале статьи. И наверняка читатель, который хоть раз видел это явление, был зачарован им, пусть даже и на самый краткий миг.

Далее у нас будет известный вам по моим публикациям (да и, наверное, не только) "певец болот" и "просто мужик в искусстве" Ефим Ефимович Волков. С такими вводными вполне естественно, что он был членом Товарищества передвижников, любопытные данные о Волкове, основанные на воспоминаниях Минченкова я уже приводил вам в отдельной статье:

"Туманное утро", Е.Е. Волков, 1890. Смоленский музей-заповедник.
"Туманное утро", Е.Е. Волков, 1890. Смоленский музей-заповедник.
"Туманное утро", Е.Е. Волков, 1896. Музей-заповедник "Павловск".
"Туманное утро", Е.Е. Волков, 1896. Музей-заповедник "Павловск".
"Морской туман", Е.Е. Волков, конец XIX в. Новгородский музей-заповедник.
"Морской туман", Е.Е. Волков, конец XIX в. Новгородский музей-заповедник.

Надо сказать, что морские виды тоже присутствуют в творческом наследии художника, но как по этим работам, так и по другим, лично я пришел к выводу, что лучше всего все-таки художнику давались его любимые "родные болотища и березки", заросшие пруды и заболоченные реки. Естественно, что туман на подобных пейзажах смотрится весьма органично.

И закончим мы с вами сегодня картиной ученика уже рассмотренного нами сегодня Льва Лагорио, южнорусского художника Николая Александровича Сергеева. Из родного Харькова он поедет обучаться в столичную Академию художеств, которая много лет спустя присвоит ему звание "академика живописи пейзажной".

"Туман", Н.А. Сергеев, 1897. Переславль-Залесский музей-заповедник.
"Туман", Н.А. Сергеев, 1897. Переславль-Залесский музей-заповедник.

Вероятно, перед нами уже позднее лето или ранняя осень, сено уже убрано в стога, ряд которых теряется в тумане в дали. День только начинается и восходящее солнце вскоре разгонит утреннюю туманную дымку - художник замечательно смог передать на своем полотне этот краткий миг пробуждения природы.

Надеюсь, вам было приятно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.