Летом рубрика #жизньпоследиплома@bmstu1830 набирает еще большую популярность! Ведь теперь среди наших (по)читателей еще и абитуриенты.
Прошедший коллаб с #креатех@bmstu1830 и статья о потрясающем инженере в креативной сфере Полине Сидоренко (гиперссылка) вызывала особый интерес. А что, если мы вам скажем, что знаем компанию, которая работает на стыке технологий и креатива, где добрая половины команды – Бауманцы? Ага, включая генерального директора, технического директора и еще нескольких ключевых сотрудников. Целый поток так набирается :)
Переходим к конкретике – приятного знакомства вам с компанией Bit-In Group и ее настоящими героями.
И первый человек, к которому мы пристали с вопросами “а как?”, “а почему?”, – Евгения Шичко, CEO Bit-In Group.
1. Скажи пожалуйста, в каком году ты окончила МГТУ? На какой кафедре училась? Почему именно Бауманка?
В 2010 году я окончила кафедру Подводных аппаратов и роботов (СМ-11). В моей семье все были инженерами и строителями, поэтому выбор технического направления для высшего образования был логичным и очевидным, как и выбор лучшего инженерного ВУЗа страны.
Ведь в своем деле нужно быть лучшим, а для этого нужно лучшее образование.
2. Чем ты занималась сразу после окончания университета и чем занимаешься сейчас?
Я, как и многие студенты, не видела своего будущего в инженерной сфере во время обучения. Хотя стоит сказать, что в то время ей не уделяли столько внимания в нашей стране, как уделяют сейчас.
В профессию меня совершенно неожиданно привел куратор нашей группы, Кропотов Александр Николаевич. Сразу после выпуска я пошла работать инженером в отдел НИИ СМ.
Спустя 6 лет я стала техническим директором в компании, которая разрабатывает беспилотные комплексы. Это был очень полезный опыт и даже в текущей деятельности он мне очень помогает.
Затем я познакомилась со своим будущим мужем и как-то за чашкой чая родилась идея создать свою компанию по техническому продакшну мероприятий. Как говорится, так мы и оказались здесь - более 7 лет мы делаем невозможное в ивент-отрасли.
3. В чем заключается работа в техническом продакшне и какие ее главные сложности?
Технический продакшн - это не просто привезти на площадку 2 колонки и дать ведущему микрофон. Основная суть нашей работы - это разработка и реализация подходящих технических решений, которые позволяют заказчику решить его задачи. Не бывает мероприятий ради процесса, всегда должна быть какая-то цель.
Работа в техническом продакшне находится на стыке инженерии и творчества. У нас практически никогда не бывает стандартизированных решений, каждый раз что-то новое. Мы постоянно работаем в условиях каких-то ограничений: времени, бюджета, особенностей площадки и так далее. Иногда эти ограничения появляются в процессе подготовки проекта. Можно сказать, что в целом вся ивент-отрасль – это поезд, который несется на всей скорости, а рельсы строятся по ходу движения. Нельзя входить в проект только с планом А, еще нужен план Б и так до последней буквы алфавита. Ну и как тут без творчества?
Например, несколько лет назад мы делали концерт известной рок-группы в Кремле. По нашим расчетам для монтажа сцены, где были задействованы более 100 квадратных метров светодиодных экранов и более 200 световых приборов при сложном развесе, было необходимо не менее 12 часов и разметка сцены перед монтажом.
Из-за особенностей режима и графика проведения мероприятия в Государственном Кремлевском Дворце, разметку накануне монтажа сделать нам не дали и сильно ограничили время монтажа. В итоге, конечно, мы все успели, но нервных клеток было сдано гигалитры.
Самой главной сложностью, как мне кажется, остается умение быстро перестраиваться с одних рельс на другие и находить варианты, которые должны не только решать задачи заказчика, но и оставаться безопасными. Я бы даже сказала, что в первую очередь они должны быть безопасными, а уже потом решать задачи заказчика.
4. Какие лайфхаки ты выработала за время обучения и пригодилось ли что-то в обычной жизни?
Преобразую название одного известного фильма с Робертом Де Ниро и скажу «Систематизируй это». Пожалуй, главный лайфхак. Наличие системы позволяет больше успевать, меньше забывать и в целом держать свой личный КПД на уровне.
5. Как ты решила перейти в креативную среду?
Как я уже сказала, меня переманил муж. Он в этой сфере уже больше 20 лет. Однажды он спросил меня, сколько времени длятся мои проекты. Мои 3-5 лет этапа разработки в инженерии явно проиграли его проектам с реализацией в 1 месяц. Он сказал: «Приходи к нам, у нас весело». Вот и «веселимся» уже сколько лет.
6. Какие специалисты нужны компании? Инженеры, креативщики или и те, и другие?
Между инженером и креативщиком в нашей сфере должна быть золотая середина. Разрабатывая красивые решения, нельзя не думать о том, реализуемо ли вообще это.
И наоборот, углубляясь в технические детали, стоит давать себе чуть больше пространства для фантазии.
А нам сейчас в первую очередь нужны технические менеджеры, которые умеют пользоваться чертежными 2D и 3D-программами и дизайнеры.
7. У тебя работают бауманцы как в основной команде, так и на фрилансе. Скажи, почему именно они? Чем выпускники Бауманки отличаются от других сотрудников? У вас есть свой общий язык, известный только вам?
Я заметила, что именно Бауманцы не боятся задавать много вопросов, если что-то не знают или не понимают, а еще быстро учатся новому. У них аналитическое и системное мышление, которое очень помогает в нашей работе. И главное, что они не боятся сложных задач.
Какого-то особого сленга именно с сотрудниками-бауманцами нет. Или они настолько прижились, что ими пользуется уже вся команда.
8. Сколько нужно Бауманцев, чтобы вкрутить лампочку? А точнее – чтобы сделать проект? Каких людей ты бы точно взяла в команду?
Трое. Конструктор, электрик и руководитель 😂
Если серьезно, мы готовы брать в команду тех, кто готов много трудиться, постоянно учиться новому, не боится стрессовых ситуаций и хочет сделать этот мир чуточку лучше.
Погружаемся в тему дальше с ответами технического директора Дмитрия Калинина.
1. Скажи пожалуйста, в каком году ты окончил МГТУ? На какой кафедре учился?
В 2016 году я окончил бакалавриат, а в 2018 году магистратуру кафедры МТ-11 по направлению "Электроника и наноэлектроника".
2. Чем ты занимался сразу после окончания университета и чем занимаешься сейчас?
В технический продакшн я случайно попал еще во время обучения: подрабатывал техником на монтажах. Было интересно кататься по разным площадкам, учиться новому и общаться с профессионалами своего дела. К концу магистратуры я устроился на работу практически по специальности: был инженером, настраивал станки для производства печатных плат, но это была больше офисная работа, которая мне быстро наскучила.
Примерно через год я понял, что мне тяжело жить в таком графике. В тот момент моя сестра Женя с мужем активно развивали свою компанию по техническому продакшну мероприятий и им нужна была помощь. Собственно, этим я и занимаюсь до сих пор.
3. Какой проект был самым эпичным за время твоей работы?
Не могу выделить какой-то определенный проект и сказать, что он был самым эпичным, но мы сделали много классных проектов, где потребовался нестандартный подход и были интересные задачи. Так как у нас в команде я специализируюсь на проведении онлайн-трансляций, наверное, про них и расскажу.
Еще в пандемийные времена мы сделали технически сложное онлайн-мероприятие: построили студийное пространство в стиле двухкомнатной квартиры, где зритель мог сам переключаться между 5 камерами, то есть самостоятельно выбирать, в какой комнате он хочет побыть в данный момент. Это решение позволило создать невероятный эффект присутствия и максимально вовлекло аудиторию в мероприятие.
Еще одним проектом со звездочкой стала онлайн-трансляция, где нужно было вывести на экран в студии одновременно более 100 человек из Zoom. Для этого нам пришлось построить светодиодный экран площадью более 200 м2 и немного поколдовать :)
Самое сложное в онлайн-трансляциях – это понимание того, что в большинстве случаев мероприятие идет в прямом эфире. Сколько ни репетируй, все равно есть возможность, что все пойдет не так. Поэтому нужно постоянно быть к этому готовым, уметь оперативно реагировать на изменения, предугадывать проблемы и находить решения.
4. Пригодились ли тебе инженерные навыки, когда ты выполнял этот проект?
Скорее, мне пригодились не инженерные навыки, а сам подход к обучению/работе, который требует структурировать данные. Если у проекта нет структуры, то шансов, что все пойдет не по плану – намного больше. Как я сказал выше – в нашей сфере всегда есть шанс, что все пойдет не так, поэтому наличием структуры проекта ты минимизируешь вероятность провала.
5. А что по креативу? Помогли ли креативные навыки в решении этой ситуации?
Как мне кажется, без креатива в нашей индустрии далеко не убежишь. Почти каждое нестандартное решение – это сочетание прикладных навыков и фантазии. Это особенно спасает в экстренных ситуациях, когда тебе нужно «выйти из логической комнаты» и начать думать про процесс так, как ты никогда в жизни не подумал бы.
6. Где ты научился всему этому, если в университете обучают другим дисциплинам? Зачет по какому предмету нужно получить, чтобы стать техническим директором?
Научился всему я благодаря людям, которые меня окружают и умению задавать правильные вопросы. А зачет нужно сдавать по предмету, который пока что нигде не преподают – по стрессоустойчивости! :)
7. Как сейчас попасть в вашу сферу? Где вы ищите новых сотрудников?
Недавно на проекте я заметил, как парень-хэлпер, которого брали в помощь потаскать мебель, молча вместе с техниками начал разбирать светодиодный экран. Просто посмотрел, как это делают ребята и начал повторять. Поэтому мне кажется, не так важно, на кого ты учишься. Если ты смелый, ловкий, умелый – джунгли тебя зовут.
Вы бы нас не поняли, если бы мы не взяли интервью у этого парня тоже. На связи технический менеджер Никита Береговой.
1. Скажи пожалуйста, в каком году ты окончил МГТУ? На какой кафедре учился? Почему именно Бауманка?
Я выпустился из Бауманки в 2022 году, кафедра СМ-1, "Космические аппараты и ракеты-носители". Учился 6 лет и стал специалистом. В каком-то смысле я поступал не в 2016, а в 2014 году, потому что тогда принял решение поступать в лучший технический вуз страны, покинул родной город Владивосток и поступил в лицей 1581.
Я хотел заниматься космонавтикой, сделать какое-нибудь открытие или предложить какую-то инновационную конструкцию. Всегда знал, что в космонавты меня не возьмут по здоровью, но прикоснуться к космосу хотелось не меньше. У меня не было сомнений, где я буду учиться – ведь Бауманка по сути синонимична с космонавтикой. Я не подавал документы в другие вузы, и даже не подавал на другие кафедры.
И даже несмотря на то, что я нашёл себя в другой отрасли – я испытываю огромное уважение к тем, кто пошёл дальше, и сейчас работает в космонавтике. А ещё круто знать и понимать, как работают системы, которые большинству людей кажутся чем-то волшебным.
2. Чем ты занимался сразу после окончания университета и чем занимаешься сейчас?
Здесь стоит начать издалека. На первом курсе я вступил в студенческое СМИ Бит Медиа, потому что моим хобби еще со школьных времён были съёмки и монтаж. Где-то курсе на третьем-четвёртом я начал получать первые коммерческие заказы, причём практически все через друзей и знакомых из Бауманки. Со временем устроился работать в бауманскую телестудию, но уволился оттуда на своём последнем семестре, чтобы спокойно написать диплом.
С Bit-In я работал как подрядчик по съёмке и созданию контента на протяжении пары лет, поэтому когда меня спросили, хочу ли я в штат, я конечно же согласился. За это время я успел и слетать в командировки в другие страны, и покататься по нашей родине на разных проектах в разных ролях.
Моя должность – технический менеджер. Но на самом деле это мало что говорит о моих задачах. Любой проект начинается с общения с клиентом, получения или составления ТЗ, затем следует составление сметы или коммерческого предложения, в день проекта (или в отведенное для монтажа время) мы контролируем застройку, установку оборудования, работу декораторов и любые другие технические вопросы, которые могут возникнуть на площадке.
Спектр проектов – от маленьких зум-конференций до концертов на площадях. Иногда работаем на проектах сами и в роли технического персонала – я, например, бываю режиссёром трансляций, оператором камеры, инженером пультовой. В целом в компании мы всегда стараемся опираться на сильные стороны и опыт, а также не забываем применять этот опыт на практике, чтобы не заржаветь. Конечно, по сравнению с работой на фрилансе, у нас гораздо больше управленческой работы, координации профессионалов из разных сфер деятельности, но я стараюсь не забывать о своих личных навыках и развивать их, делая что-то самостоятельно.
3. Помогают ли тебе знания из Бауманки в твоей сфере? Как?
Мои углубленные профессиональные знания, конечно, не применимы к нашей работе на 100%. Но абсолютно точно в работе пригождается инженерная база – физика, сопромат, элтех, компьютерное моделирование. Математика и оптика полезны в видеопроизводстве, создании визуального контента. Очень часто вижу, что больших высот в сфере компьютерной графики достигают люди с техническим образованием, потому что понимают, как работать с данными. Опять же, программирование, потому что сейчас нейросети – это уже не просто что-то на модном, это упрощение рабочего процесса, или крутые идеи, которые можно предложить клиенту. Код с нуля я, конечно, не пишу, но нередко приходится в коде копаться, чтобы всё работало.
Но в первую очередь я благодарен Бауманке за две вещи – здесь я развил технический склад ума и научился учиться. Гораздо важнее любого прикладного знания – способность прочитать документацию, понять, что и как работает, способность найти ответ на нужный вопрос. Понимание конкретной системы – не так важно, как общее системное мышление. Мне кажется, что эти два факта себя оправдают на любом месте работы, в любой должности. Ну и привычка читать методички прекрасно трансформируется в привычку читать инструкции и документацию. Удивительно, как часто люди задают вопросы, на которые ответ уже написан.
4. Какая часть твоей работы самая сложная? Можешь ли ты провести аналогию между ней и учебой в МГТУ?
Самое сложное – работа с людьми. С техникой бывают проблемы, но как правило техника надежна и предсказуема. Для людей нет инструкций по применению, нужно находить подход. И аналогия с учёбой, конечно, напрашивается сама собой. Все знают, что недостаточно вызубрить материал, чтобы сдать экзамен. Нужно работать с преподавателем, показать себя, доказать, что ты заслуживаешь оценки.
В жизни после диплома этого не становится меньше, я бы сказал, наоборот, гораздо больше зависит от умения договориться, найти общий язык или предложить решение проблеме, к которой ты был не готов. И если во время учёбы ты опираешься на свои знания, чтобы показать, что ты усвоил урок и можешь решить задачу, которую не разбирали на семинарах, то в работе ты так же опираешься на свой опыт – ищешь опорные точки, предлагаешь новые решения на его основе.
5. Одни из твоих задач – съемка, монтаж, графика видео. Нужны ли в этой сфере инженерные навыки? Как они помогают тебе в работе?
На съёмочной площадке бывает очень много инженеров, или как минимум людей с техническим бэкграундом. Причем чем более крутой и масштабный проект, тем их больше, и тем меньше в процентном соотношении людей, которым техническое образование не нужно.
Мы ведь работаем со сложными электронными, техническими и даже чисто механическими системами. Оператору, режиссёру, продюсеру – не обязательно знать, как работает камера. Но если идти по площадке дальше, то мы встретим, например, огромное количество техников, отвечающих за свет, или людей, управляющих сложными системами, которые обеспечивают движение камеры.
При работе со световым, звуковым и съемочным оборудованием всегда лучше что-то знать про электронику и технику. Или например пиротехнику и другие специальные эффекты – это просто нельзя не рассчитывать заранее, причём как с точки зрения техники безопасности, так и с точки зрения изображения. Всё это – интересные, сложные и чисто инженерные задачи. Иногда нужно перевернуть автомобиль или снять, как взрывается ядерная бомба, и бюджета на то чтобы перепробовать несколько вариантов – нет.
Киноиндустрия с момента своего появления опиралась не только на творческий порыв, но и на науку и технику, и сейчас – даже больше, чем раньше. Поэтому совершенно не удивительно, что множество людей по ту сторону киноэкрана имеют техническое образование.
И наше фирменное завершение любой статьи рубрики #жизньпоследиплома@bmstu1830 – БЛИЦ-ОПРОС:
Евгения:
Любимое блюдо в Бауманской столовой – Булочка с котлетой.
Лучшая Бауманская традиция – Катание на тазах ever!
Дмитрий:
Место, где удобнее всего ботать – библиотека
3 главные вещи, которые тебе дала Бауманка –
1) Не сдаваться и заканчивать начатое
2) Не ждать готовой информации, а находить самому из любых источников
3) Уметь структурировать информацию
Никита:
Какой совет дал бы себе на 1 курсе – Ничего не бойся, всё будет хорошо.
Как развивать насмотренность – можешь посоветовать какие-то ресурсы для Бауманцев – Для развития насмотренности главное не смотреть на что-то, а что-то создавать. Работать с теми инструментами, которые у тебя есть, учиться с ними работать, изучать, как они работают. Рекомендую смотреть кино со средними рейтингами, или даже с низкими. В таких фильмах можно искать свою правду и своё восприятие. Изучайте причины и следствия, погружайтесь в тему, анализируйте.