Найти тему
Евгений Додолев // MoulinRougeMagazine

София Ротару: Из-за того, что я пою на русском, меня обвинили чуть ли не в измене украинскому народу

Оглавление

Сегодня д/р Софии Ротару. Мне так и не довелось побеседовать с ней, но на самом старте проекта «Новый Взгляд» я отдал целую полосу под интервью, которое тогда записал мой зам Андрей Ванденко:

– Я всегда помню, что артист без зрителя – никто. Молоденьким девочкам, которые рядом со мной работают, всегда говорю: главное, чтобы зал полный был, а звания, регалии – ерунда.

Я раньше даже запрещала, чтобы меня народной артисткой называли. Считаю, что звания давали, чтобы денег не платить. Когда мне дали народную Молдавии, министр культуры Украины сложил дулю и сказал: “Вот она у нас теперь народную артистку Союза получит. Будет ждать, как все”. Ну, не присваивали 5 лет, и что? Думаете, я сильно пострадала? Вот если бы люди на мои концерты не ходили, тогда – да.
-
А какое Киеву дело до молдавского звания?
-
Ревность большая. Так всю жизнь было, перетягивали, чья я певица – украинская или молдавская.
- Я ведь чистокровная молдаванка. Да, я родилась на Буковине, но украинского языка не слышала ни дома, ни в школе. Дома у нас говорят на молдавском, в школе учила русский и французский.

Украинский я узнала от мужа-украинца. Украинская песня стала для меня родной благодаря Володе Ивасюку, замечательному композитору. С его “Червоной руты” я по-настоящему и прославилась.
-
И все-таки о вашем молдавском происхождении в Киеве не забыли?
-
Как сказать. Находились люди, которые мне постоянно об этом напоминали. Им хотелось досадить, уколоть меня.
Сейчас
(беседа опубликована 30 мая 1992 в газете «Новый Взгляд» – Е.Д.) я постоянно работаю с Володей Матецким.

Понимаешь, я не могу петь песню одного композитора, потом песню другого. Мне нужно хорошо знать человека, понимать его.

Так вот, из-за того, что я пою сейчас на русском, меня обвинили чуть ли не в измене украинскому народу: забыла родное и продалась москалям.

Некоторые деятели из Руха к этому руку приложили. Кампанию в прессе, на телевидении против меня развернули. Незадолго до поездки в Австралию мне пришлось из-за этого расстаться с ансамблем “Червона рута”. За три недели с новой командой отрепетировали программу. Прилетели в Австралию, в украинскую общину, а нас там встречают ксерокопиями статей из киевских газет, что я москальская певичка. Кто-то же это организовал, хотел сорвать мои гастроли.
Мы с ребятами год жизни отдали, чтобы восстановить аранжировки двадцатилетней давности.

Сегодня (беседа опубликована 30 мая 1992 в газете «Новый Взгляд» – Е.Д.) у меня одно отделение – песни Матецкого, а другое – украинские и молдавские. Современные украинские композиторы показывают мне свои работы, но я не могу найти среди них таких, как делал Ивасюк.

Не петь же посредственность только потому, что она украинская?

- А что за обструкцию вам устроили во Львове во время гастролей?
-
Концерты проходили на стадионе “Дружба” (беседа опубликована 30 мая 1992 в газете «Новый Взгляд» – Е.Д.), и на трибуны пришла часть зрителей, настроенная против меня. Было очень обидно видеть плакаты “София, тебя ждет кара!” Немало нашлось и моих поклонников. Чуть до драк не доходило. Неприятно…

Но я глаза от зрителей не прятала. Меня засвистывают, а я пою. Дулю скручу и в нос им! Мне телевизионщики кричат: отойди от трибун от греха подальше, не дразни гусей. Ничего, на третий день переломила, аплодировать стали. Я знала, что права, ибо никогда не лгала публике, не лгала себе.

И тем не менее после тех львовских концертов – а прошло уже года три (беседа опубликована 30 мая 1992 в газете «Новый Взгляд» – Е.Д.) – вы на Украине почти не выступаете?
-
Есть где-то моя вина.

Но не могу же я все время доказывать свою лояльность, требовать любви к себе.