Все музыкальные произведения можно разделить на программные и непрограммные.
И сразу хочу сказать, что у понятия "программная музыка" в современном мире, ну буквально последние несколько десятилетий, появилось еще одно значение. Программной музыкой стали называть электронную музыку, созданную при помощи специальных компьютерных программ.
Так вот в данной статье речь пойдет не об этом виде музыки, не об электронной.
Итак, что же такое "программная музыка".
Термин "программа" идет от греческого слова "объявление", "распоряжение".
И этот термин относится к музыкальным произведениям, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, которое создаётся самим композитором на основе какого-либо литературного произведения.
Благодаря такой подсказке, этому конкретному содержанию, программная музыка становится более доступной и понятной большему количеству слушателей.
Музыка тоже может нарисовать определённую картину, но только при помощи своих средств, музыкальных звуков. Просто удивительно, но в музыке можно изобразить картины природы, например, нежные рассветы или какое-то угрюмое и мрачное сказочное ущелье.
Клод Дебюсси любил программные произведения. У него есть произведение, которые называются "Море".
Музыкальные арпеджио и пассажи, словно перекатывающиеся морские волны.
Еще у Дебюсси есть таинственное и чарующее произведение "Лунный свет".
Великий русский композитор Михаил Глинка, используя художественные возможности симфонического оркестра, создал колоритные картины народных гуляний - это "Камаринская" и "Арагонская хота".
Многие известные во всем мире композиторы на создание программных произведений были вдохновлены шедеврами мировой литературы. Например, трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" вдохновила Гектора Берлиоза на создание своей симфонии и Петра Ильича Чайковского-на создание увертюры-фантазии.
Программная музыка всегда привлекала композиторов и музыкантов. Такие произведения обязательно включены в программы обучения в Музыкальных школах, Училищах и Консерватории. Я в музыкальной школе исполняла произведение- Даккен "Кукушка". Я играла на фортепиано, а мальчик исполнял партию кларнета. Ну точно было слышно, как кукует кукушка!
Антонио Вивальди покорил весь мир четырьмя скрипичными концертами, которые объединил под общим названием "Времена года". Просто поражаешься, какие тонкие зарисовки природы можно сделать при помощи звуков.
Николай Андреевич Римский-Корсаков создал Симфоническую Сюиту "Шехеразада", в которой музыка рисует образы женственной, красивой искусной сказительницы Шехеразады, величественную картину моря с уплывающим вдаль кораблём Синдбада, образ жестокого султана- всё это очень ярко передаётся при помощи музыкальных средств выразительности.
Ну и нетрудно сделать теперь вывод, что непрограммной называется музыка, в которую не заложен конкретный сюжет.
И каждый слушатель может услышать и "увидеть" свой образ.
Всего вам доброго! До новых музыкальных встреч!