Былинный лобненский богатырь Михайло Мищуста своей рукой начертал на камне мечом-кладенцом: «Налево пойдешь – золото потеряешь, направо пойдешь – в заточение угодишь, а прямо пойдешь - в реестр угодишь» - подписано постановление Правительства о создании федерального реестра объектов нематериального этнокультурного достояния. За этим скучным названием скрывается масса интересного… и речь не о сказках.
Отдел учета кикимор и леших
В Минкульте в соответствии с решением Правительства появится отдел по ведению реестра этнокультурного достояния. В Правительство из Минкульта полетит запрос на увеличение финансирования и штатной численности.
Предполагаю, что появится отдел - человек пять-семь с зарплатами и премиями, с начальником «отдела сказок и побасенок» и должностями типа «главный сказочник», «ведущий кощей», «специалист по бабам-ягам». Возможно, из-за увеличения числа отделов появится новое Управление с начальником и заместителем.
Это не всё: в 89 регионах России тоже появится специалист по сбору рогов и копыт былин, сказок, танцев, обрядов, ремёсел, традиций и обычаев.
И это еще не всё! Появится Экспертный совет при Минкульте. Может в него позовут знающих людей. А еще будет выделение средств бюджета на разработку программного обеспечения для ведения реестра, а потом дойдет дело и до расходования средств на «популяризацию» накопленного в реестре «достояния».
А Вы спрашиваете, почему у нас в стране так много чиновников? По просьбе народа, понятное дело.
«В каждой избушке свои погремушки»
А дальше в каждой губернии начнется гонка сбора и регистрации своих притопов, обрядов и обычаев. Берете отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» и делаете свою «былину»: вместо дуба – липа (она чиновнику завсегда ближе), вместо «кота ученого» – собака, а остальное можно не менять. Образ дядьки Черномора можно списать с губернатора. А источником сказа указать деревню, где уже никто не живет – на карте есть, а попробуй проверь. Благо таких деревень пруд-пруди. Ну где-то коровьи лепешки бросают на расстояние… или портки носят наизнанку.
В принципе и сам «носитель нематериального этнокультурного достояния» (тот, кто помнит сказку, обычай наизусть) может подать заявку на включение сказки в реестр. Но не так все просто: сначала его «сказку» оценят чиновники в регионе. Он знает сказку, а чиновники будут «фильтровать» на предмет того, что в сказке должно быть и чего быть не должно.
Ну не бред, разве?
Годами собирали сказки, обряды, ремесла увлеченные люди. Или сами по себе (Даль, Афанасьев – историки, литературоведы) или при краеведческих музеях.
И вот те на! Вдруг оказался нужен реестр и целая куча (именно «куча») чиновников типа «хранителей народного достояния». Может местные музеи, в том числе частные, лучше поддержать?
«Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники»
Вы не думайте, что чиновники о себе заботятся. Нет, как обычно все сделано ради народа, а именно (цитата):
«создание общедоступного информационного ресурса позволит упростить изучение, использование, сохранение и популяризацию нематериального этнокультурного достояния».
А Вы давно читали сказки? Нет, я не про отчеты Росстата об уровне инфляции, а о том, что цены снижаются или растут на 4% в год.
Можно обойтись без реестра? Я думаю, что можно, что пользы от реестра Минкультуры будет чуть, а расходов масса. А результат и вовсе может оказаться обратным: регионы начнут соревноваться в числе сказок и обычаев, выдумывать новые ради гранта из центра, ради «туристической привлекательности», ради отчетности наконец.
Так и вижу отчеты: «За III квартал текущего года выявлено пять сказок, две былины, один обряд. Обезврежен один сказочник, пойманы две русалки».
❗ Статья основана на официальной информации (источник ЗДЕСЬ).