Впервые я прочитал "Ведьмака" Анджея Сапковского давно, лет 15 назад. Цикл мне тогда вполне понравился, но прямо восторгов не вызвал. Да, крепкая история, но я тогда в фэнтези больше увлекался эпиком, и мне не хватало масштаба событий. К тому же, читательского опыта было не много, и было почти не с чем сравнить.
Но вот недавно мне попались все произведения из цикла "Ведьмак" в аудио, и я решил: не пора бы перечитать (а точнее, переслушать).
Буквально за несколько дней я закончил первую книгу цикла — "Последнее желание" — и остался прямо под большим впечатлением. Многое, что я не замечал при первом прочтении (или просто позабыл), сейчас показалось мне очень крутым.
И этим постом я хочу напомнить любителям фэнтези, почему Сапковский считается классиком этого жанра, а всех, кто еще не читал его цикл, постараюсь убедить, почему все-таки стоит это сделать:)
Речь идет только о первой книге, отчасти ее достоинства распространяются и на вторую, но дальше, на мой взгляд, становится чуть хуже, хотя тоже круто.
Чем же так хорош "Ведьмак"
Очень плавное введение в мир. Видно, что Сапковский действительно заботится о читателе. Он не вываливает сразу кучу незнакомых терминов, географических объектов и десятки имён (привет, Стивен Эриксон!). Не пишет вступление на несколько десятков страниц, чтобы пересказать устройство придуманного им мира и его историю.
Вместо этого Сапковский делает то, что должен делать любой хороший писатель — раскрывает мир постепенно через взаимодействие главного героя с этим миром. Небольшие упоминания, брошенная в диалоге фраза, интерлюдия — и вот уже в голове сама собой появляется картинка сеттинга.
Никаких лишних деталей. Некоторые авторы почему-то считают себя вторыми Пришвиными и пускаются в красочные на их взгляд описания природы, убранства, архитектуры, быта. Так они пытаются создать "атмосферу", но лишь сбивают темп и вынуждают читателя скучать.
Сапковский же способен создать образ, настроение и атмосферу буквально парой фраз, а то и слов. И в этой способности кроется настоящее литературное мастерство, которое отличает писателя от графомана.
Уникальный главный герой. Геральт отличается от других персонажей не просто необычной профессией, а в целом — своим мировоззрением, отношением к жизни, своей внутренней философией. Он полностью соответствует своей вымышленной биографии.
У других же писателей бывает, что какой-нибудь тысячелетний бог ведет себя и думает, как подросток, а то и вовсе у всех персонажей одинаковый образ мышления, часто совпадающий с образом мышления самого автора (почему-то вспомнился Лукьяненко).
Идеальный баланс. В "Ведьмаке" есть все грани фэнтези: и экшен, и драма, и жесткость, и некоторая даже сказочность, вместе с которой поднимаются и серьезные вопросы.
Юмор. Я не люблю юмор в фэнтези, потому что в большинстве случаев это банальные шутки самого автора, которые он пытается не к месту вставить в текст. В "Ведьмаке" же шутят герои, выглядит это аутентично, потому что у каждого из них свое уникальное чувство юмора. Геральт никогда не пошутит так же похабно, как Лютик, а Лютик — так же едко и зло, как Йеннифер.
В общем, продолжаю слушать цикл и получаю большое удовольствие, чего и вам советую!
Отдельно отмечу озвучку Кирилла Головина — просто идеальное попадание в персонажей.
Источник: мой авторский канал про фантастику и фэнтези. Там можно найти еще больше рекомендаций хороших книг.