Философского всем понедельника!
Сегодня хотела бы разобрать концепцию книги немецкого социолога, психолога и философа Эрика Фромма "Бегство от свободы".
Итак. История человечества - это история растущей индивидуальности и вместе с тем история растущей свободы.
Главная идея книги: человек, постепенно отчуждаясь от первоначального единства с природой, становится «индивидом», которому нужна какая-то опора.
По мнению Фромма, ее можно обрести двумя способами (по мнению Фромма):
1. Воссоединиться с миром в спонтанности и любви
2. Уничтожить свою свободу и индивидуальность с помощью подчинения.
Если ранее социальный строй рассматривался как естественный порядок, и человек, являясь элементом этой системы, чувствовал уверенность и принадлежность. То теперь свобода, которую он обрел в итоге, оказывается для него не благом, а тягостным бременем. Она подрывает базовую потребность в безопасности, в уверенности, становится источником сомнений, страхов, тревог, лишает смыслов.
Для преодоления этого состояния Фромм выделяет основные способы или механизмы, которыми индивид снимает с себя тяжелое бремя свободы:
1. Преклонение перед властью или авторитаризм
2. Деструктивность
3. Автоматизирующий конформизм
Первый механизм подразумевает отказ от своего Я и слияние его с кем-нибудь или чем-нибудь. Так, человек обретает силу и уверенность, которых ему недостает. Здесь можно выделить две формы этого механизма: садизм и мазохизм. Обе тенденции являются способом бегства от невыносимого одиночества. Такую картину можно было наблюдать в Гитлеровской Германии или в Советском Союзе.
По мнению Фромма, невроз в контексте зависимости от какой-то внешней силы является неудачным конфликтом между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе.
Второй механизм - деструктивность или разрушительность. Тут способом бегства является не слияние, а устранение объекта зависимости. Корни у этого механизма те же: бессилие и изоляция. Фромм считает, что разрушительность является результатом непрожитый жизни. Когда энергия к жизни подавляется, тогда она переходит в энергию разрушения. Так, энергия к жизни или смерти - связаны обратной зависимостью: чем выше энергия к жизни, тем ниже энергия разрушения, и наоборот. Условиями, подавляющими жизнь, можно назвать индивидуальный или социальный образ жизни человека.
Третий механизм, выделенный Фроммом - автоматизирующий конформизм. Он подразумевает так же как и при авторитаризме отказ от своей личности в пользу усвоения общественного шаблона. Человек становится таким, как все остальные и таким, какими его хотят видеть. Этот способ бегства (как и все предыдущее) избавляет человека от тревоги и одиночества.
Выше описаны механизмы, которые можно обозначить как «свобода от». Эти способы бегства от свободы загоняют индивида в новое рабство, в которое человек охотно идет из-за чувств неуверенности, сомнения, тревоги, одиночества при возрастающем индивидуализме.
Существует ли истинный способ обретения свободы? Фромм выделяет несколько аспектов такой свободы и называет ее позитивной или «свободой для»:
1. Спонтанность
2. Труд (=творчество)
3. Любовь
Спонтанная активность является свободой деятельности личности. По мнению Фромма это единственный способ, которым человек может преодолеть страх одиночества, не отказываясь от полноты своего Я. У спонтанной активности есть две составляющих: любовь и труд. Любовь без потери своего Я и труд как творчество, а не вынужденная деятельность, объединяет человека с миром.
Данный принцип спонтанной активности как истинной свободы личности существует и в гештальт-подходе. Проходя психотерапию, клиент восстанавливает способность к спонтанности и творческой адаптации, взамен шаблонных и неэффективных способов взаимодействия со средой.
Что для вас является свободой? Как вы понимаете это понятие и возможна ли свобода вообще?
Поделитесь своими мыслями на этот счет🗣
Если вам оказался полезен пост - поставьте, пожалуйста, лайк 👍