Найти тему
Ираида Сальникова

Литературная страница Петра Саморукова

Горка. (Ко Дню Железнодорожника)

Однажды, солнечным осенним утром, папа сказал, что едет смотреть Горку. Мне было в ту пору шесть лет, и я хорошо знал, что такое горка. И я, и все мальчишки и девчонки нашего двора проводили на горках целые дни. Зимой катались на санках, а летом устраивали всяческие военные игры. Меня обрадовало, что и папа вдруг заинтересовался горками и стал проситься пойти с ним на его горку. Папа согласился. Он одел свой красивый мундир с золотыми погонами, а меня мама тоже приодела получше - в костюмчик, чему я признаться был удивлен ... Для горок наша одежда как - то не подходила, в моем понимании.

Ну вот, мы вышли из дома. Папа взял меня за ручку, и мы пошли на вокзал. У первой платформы стоял большой красивый паровоз, и к нему был прицеплен один пассажирский вагон. Около вагона находилась группа железнодорожников, многие из которых были одеты красиво, как папа. Со всеми поздоровавшись, папа меня представил, как своего сына. Я хотел подойти поближе к паровозу и полюбоваться его огромными колесами, но была дана команда - на посадку. Мы все сели в вагон и поехали. Ехали не долго. Я только начал смотреть в окно и запоминать, где какие дома и улицы проносятся мимо нас, как поезд остановился у вокзала Второго Хабаровска. Все вышли. Провожатый - высокий, молодой железнодорожник повел нашу группу через виадук, на противоположную часть станции. В конце виадука мы остановились, и я увидел перед нами расходящийся веер из путей, на которых стояли составы из разных вагонов. И тут же перед ними была Горка, которую должна была принимать собравшаяся комиссия. Горку эту конструировал папа на кафедре, которой руководил в институте. Как я потом узнал, «Горка» была научной темой его диссертации .

Помню, папа рассказывал, что когда он был еще студентом в Ленинградском институте, проходил практику машинистом маневрового паровоза, который должен был составлять составы, при этом перегонять вагоны с одного пути на другой. На это уходило много времени, и это было конечно очень неэффективно. Потом, когда началась война, и потребовалось перевозить очень много грузов, такой способ формирования составов, считай вручную, стал совсем непрактичным и задерживающим все движение. Вот тогда уже папа стал задумываться над тем, как ускорить отправку столь необходимых стране грузов.

Горка, которую мы все увидели - это была довольно высокая двусторонняя насыпь, на которой были проложены рельсы. Горка была построена в начале всех станционных путей и принцип её вроде бы простой… С одной стороны, маневровый локомотив толкает состав на Горку. Перед этим, сортировщик вагонов, по документам, расцепляет вагоны в нужных сочетаниях, количествах и по заданным направлениям. А дальше, вагоны начинают скатываться с горки и сами раскатываются по различным путям под свой состав (своего направления). Стоя наверху, нам было хорошо видно, как вагоны, где по одному, где по два, где по три или четыре, скатывались вниз, и автоматика стрелок переводила их на тот или иной путь. Буквально за пять минут все вагоны, которые был подняты на Горку, а затем спущены вниз, были без всяких маневровых локомотивов, сразу сформированы и соединены в свои составы. После первого опыта, на Горку был поднят еще один состав, и вся история повторилась. Вагоны опять за считанные минуты раскатились по своим путям и соединились со своими эшелонами.

Все поздравили папу с большим успехом. А я узнал, что такое Железнодорожная Горка. Позднее я про эти Горки узнал много больше, чем рассказал в этом повествовании ... Но помню, что когда мы путешествовали на запад, папа, когда мы проезжали через крупные станции, всегда мне говорил бывало: «Вот смотри – Горка!» ...

После принятия в эксплуатацию этой Горки в Хабаровске, была построена вторая, такая же горка для формирования составов в другом направлении.

(Первая Горка, которая была принята, обслуживала направление на Восток, а вторая, такая же, была в направлении на Запад).

Подобные Горки, позднее, были построены на других узловых стациях Дальнего Востока и Забайкалья! Да и везде по нашей стране. Теперь все грузовые потоки формируются быстро, и движение грузов не задерживается. Мне было радостно сопровождать папочку в это почетное для него мероприятие. И я хорошо помню, как это было, хотя был еще очень маленький.

Если папа был жив сегодня, то мы все поздравили бы его с праздником Железнодорожника. Это его настоящий Праздник!!!

5 августа 2023 года.

П.С. Все горки, которые были построены тогда в Хабаровске, работают и сегодня, с соответствующей времени модернизацией!